Автоматическое устройство для двухсторонней радиосвязи самолетов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

М 27122

Класс 21 а4 50

АВТОРСНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ автоматического устройства для двухсторонней радиосвязи самолетов.

К авторскому свидетельству М. М. Барабаш, заявленному

2 марта 1930 года (заяв. свнд. № 65440}.

0 выдаче авторского свидетельства опубликовано 31 июля }982 гола.

Предлагается автоматическое устрой- ство для двухсторонней радиосвязи само-: летов.

Согласно изобретению, применено кон- j тактное приспособление, импульсное реле которого включено в цепь переменного, тока и предназначено, замыкать цепь двух электромагнитов и этим перемещать щетку на одну из пластин коллектора с целью зажигания одной из сигнальных ламп командного прибора. Это приспособление снабжено, во-первых, электромагнитом, предназначенным совместно с двумя реле и тремя спиральными пружинами для воз- вращения всего механизма в исходное по« ложение, и, во-вторых, коллектором, по которому скользят две щетки, включенные в цепь электромагнита, якорь которого блокирует на время приема передаточный автоматический коммутатор, управляющий, цепью сетки генератора и переключате- лем», предназначенным присоединять ан- тенну к приемнику или к передатчику в зависимости от положения приспособления.

На чертеже фиг. 1 изображает схематически устройство для приема передаваемых сигналов; фиг. 2 — устройство для передачи сигналов; фиг. 3 — устройство. для переключения антенны на прием и пере. дачу.

Радиосигналы, соответствующие определенной команде, принятые самолетом и усиленные несколькими каскадамн низкой частоты, поступают в виде ряда импульсов тока в реле 1 автомата (фиг. 1)., Цепь динамомашины 2 замыкается с помощью контактов 3, 4 через реле 5. Собачка 6, связанная с якорем реле, перемещается вверх и поворачивает диск 7 с зубцами 8. Щеткодержатель 9, укрепленный на диске, передвигает щетку 10 по окружности коллектора 11, устанавливая ее на ламели и, и . Диск 7 закручивает пружину 12. Обратному вращению диска 7 препятствует стопорный рычаг 13,сцепляющийся с зубьями диска 14> глухо укрепленного с диском 7 на общей муфте, свободно насаженной на вал 15 якорь.

Реле реагирует на определенное число сигналов одинаковой продолжительности, следующие один за другим через равные промежутки времени. Якорь реле притягивается поочередно катушками реле 5, 16, ток в которые поступает тоже поочередно, в зависимости от того, замыкает ли якорь 3 реле 1 контакты 4 или 17.

Каждая ламель коллектора соединена с сигнальной лампой, сеответствующей определенной команде на командном приборе 20. Лампа загорается только посла окончательной остановки щетки на ламелм.что достигается следующим образом.

Диски 7 и 14 при своем повороте заставляют вращаться диски 18 и 19, связанные между со бою так же, как диски 7 и 14 с помощью пружины 46. Движение этих дисков замедляется ветрянкой 21 аким образом, что контакты 22, 23 во время, движения остаются разомкнутыми., Когда диск 7 после получения всех им-, пульсов остановится, то диск 18, продол- .жая движение, замыкает в контактах 22,, 23 цепь сигнальной лампы и реле 32; ток пойдет от одного полюса динамомашины через реле 32, замкнутые контакты 33, 34, щетку 24, кольцо 25, проводник к кон-

Э тактам 22, 23, от них ио проводнику ! .в щетку 10, ламель и „командный прибор 20 .и ко второму полюсу динамомашины.

При этом лампа загорается, а реле 32; притягивает стопорный рычаг 35, который " расцепляется с зубьями диска 27 и позво.ляет ему вращаться под действием пружины 26. Ветрянка 29 замедляет движение .этого диска на время, достаточное для прочтения сигнала. В некоторый момент, .времени диск 27 замыкает контактами 30, i .31 цепь реле 36 и 37, из которых первое, при прохождении через него тока размы- i

1 кает цепь сигнальных ламп в контактах-ЗЗ, 34, а второе освобождает зубья диска 14, ! от сцепления их со стопорным рычагом 13> благодаря чему. диски возвращаются в начальное положение.

В начальном положении, т -е. в те моменты, когда прием не производится, щетки 38, 39 находятся на изоляционной прослойке коллектора 40. При повороте коллектора, т.-е. в момент приема, щетки, замыкаются металлической частью коллектора, благодаря чему замыкается цепь, реле 50, находяшегося на автомате (фиг. 2), . якорь которого блокирует на время приема . передаточный автоматический коммутатор,

Щетки 41, 42 при начальном положе-: ( нии также установлены на секторе из изо- ляционного материала коллектора 43.

Щетки 44 и 24 лежат на сплошных метал-! лических кольцах 45 и 25.

Автомат (фиг. 2) предназначен для, управления сеткой генераторных ламп.

С помощью автомата производятся замыкания - цепи сетки через определенные промежутки времени нужное число раз.

В нулевом положении автомат заперт штангой 1 с двумя выступами 3, 4, вслед-, ствие чего рукоятка 2 при нажатии на нее в левую сторону подвигаться не может.Вращением рукоятки 5 устанавливают автомат на нужное -деление шкалы 6.

Диски .7 и 8 повернутся на некоторую дугу, при чем часть 1 ляжет на край диска 8, выйдя верхней своей частью из замка 3, 4, и прибор будет готов к работе.

Правое плечо рычага 41 ляжет тоже на край диска 7, вследствие чего часть 19 своим нижним концом сядет на прямоугольный выступ 54. При нажатии кнопки 2, стержень 9, перемещаясь влево, при посредстве рычага 10, передвигает штангу 11 вправо и двигает присоединенный к ней рычаг 12, который, поворачиваясь, опускает рычаг 13. Рычаг 13 левым плечом при%одит в сцепление части 14, 15. Правое плечо рычага 13, поднимаясь, выводит часть 16, 17 из углублений в дисках. Рычаг 18 при посредстве промежуточной части 19 перемещает часть 20 вниз, которая своим нижним контактом опускается на контактные зубья 21.

Штанга 11, двигаясь вправо, скользит наклонной плоскостью выступа 4 по стержню 22, вследствие чего он опускается вниз и своей нижнсй частью входит в зубья храповика 23, благодаря чему рукоятка 5 оказывается запертой на все время передачи сигнала.

Одновременно с рычагом 10 стержнем 9 перемещается рычаг 24, который, при посредстве штанги 25, двигает в правую сторону рычаг 26. Рычаг 26 передвигает муфту 27 и приводит в сцепление зубья колес 28, 29, а палец 30 заскакивает за прямоугольный выступ . рычага 15 и остается в этом положении.

Цилиндрический коммутатор 31, двигаясь вправо, при посредстве рычага 32, перемещаемого стержнем 9,замыкает цепь мотора, и механизм приходит в движение.

При вращении часть 17, опираясь на поверхность, по которой катится ролик, не дает правой стороне рычага 13 опуститься и тем самым выключить прибор.

Мотор вращает части 28, 29 и 49. Часть 33 пока неподвижна. Когда контактный зуб подходит к части 20, то и выступ 34 приближается к рычагу 35. Когда этот контактный зуб . находится под щеткой 20 и сходит с нее, то выступ 34 своей скошенной уплоскостью сдвигает в сторону верхнее плечо рычага 35, вследствие чег . нижняя закругленная часть::рычага пере- ! двигает муфту 36, которая перемещает рычаг 37 так, что рычаг 38 соскакивает с верхней части выступа 39 и утонченной своей шейкой ложится на неподвижный палец 40. !

Затем рычаг 35 соскакивает с прямо- угольного выступа -34, вследствие чего муфта 36 движется вправо, а верхняя часть рычага 37 и рычаг 38 перемещаются влево и своим левым утонченным концом давит на правую боковую поверхность выступа 39, отчего рычаг 19 соскакивает ф, выступа 54.

В тот момент, когда часть 19 соскаки- . вает с выступа 39, щетка 20 под действием пружины поднимается вверх. Контакт, щетки с контактными зубцами нарушается I так, что при дальнейшем вращении кон- тактных зубьев замыкание . цепи сетки гЬнераторных ламп не имеет места.

После размыкания цепи сетки, мотор, продолжает вращать механизм и устана- I вливает автомат в начальное, нулевое по-! ложение. . Когда вал 42 приближается к нулевому положению, то палец 43 скользит по на-, клонной плоскости нижнего выступа ры- чага 44 вследствие чего последний под-

9 ! нимается и своим пальцем 45 поднимает правый рычаг 46. Палец 47 освобождается от прямоугольного выступа рычага 46,, ! и зубчатка 23 начинает вращаться под, действием пружины 48.

Когда части, сидящие на валу 82, при- ближаются к нулевому положению, то штанги 16 и 17 с роликом опускаются в прямоугольные выемки на диска и опу- скают правый конец рычага 13 вниз. Левый конец рычага 13, -двигаясь вверх . с частью 14, поднимает рычаг 15 и осво- i блуждает палец 30 от нижнего прямоугольного рычага 15, вследствие чего разъеди- няются соединительные диски 28, 29. При передвижении стержня 9 вправо размы; кается цепь мотора, и автомат становится, в начальное положение. I

Щетки 51, 52, 53, скользящие по коль- цевому коммутатору, осуществляют пере- ключение сигнального устройства, которое здесь не описывается, показывающего готовность автоматов к приему или передаче;

При нулевой положении автомата (фиг. 2) цилиндрический коммутатор 3! замыкает цепи питания -ламп приемника и одной из катушек антенного автомата (фиг..3).

При нажатии кнопки 2 коммутатор раз. мыкает цепь тока накала ламп радиоприемника, при чем размыкается цепь тока левой катушки антенного автомата (фиг. 3), . а цепи питания ламп радиопередатчика и другой катушки антенного автомата (фиг. 3) замыкаются, --Антенный автомат (фиг. 3) устроен следующим образом. Железный сердечник 1 может передвигаться параллельно своей цилиндрической оси и внутри катушек 2, 3.

Палец 4, находящийся на средней части сердечника, свободно входит в прорез части 5, которая своей шейкой свободно сидит на -валу 6. На вал 6 так же свободно насажена часть 7, которая несет на себе часть 8 из изоляционного материала с укрепленной на ней иеталлической частью 9.

В точках Х вЂ” Х закрепляются концы. спиральной пружины так, что, когда части 5 и части 7, 8, 9 образуют тупой угол, пружина стягивает их и не дает им возможности разойтись, а части 9, следовательно, не могут отойти. от контактного винта 10. Контакты 12, 13 оказываются замкнутыми. При передвижении стержня 1 в правую сторону, когда с правой стороны между частями 5 и 7, 8, 9 образуется тупой угол, пружина, прикрепленная в точках Х вЂ” Х, стянет части 5 и

8, 9, т.-е. перебросит рычаг 7, 8, 9 вправо -и замкнет контакты 13, 14. 3ажим 13 соединен с антенной, а зажим 12 и

14 -- —, соответственно с приемником и передатчиком. Зажимы 15, 16, !7 соединены с коммутатором 31 (фиг. 2).

Предмет изобретения.

1. Автоматическое устройство для двух- . сторонней радиосвязи самолетов, отличающееся применением вращающегося контактного приспособления (фиг. 1), импульсное реле 1 которого включено в цепь переменного тока и предназначено замыкать цепи электромагнитов 5, 16 и этим перемещать щетку 10 на одну из пластин коллектора 11 с целью зажигания одной из сигнальных ламп командного прибора 20, каковое приспособление (фиг. 1) снабжено, во-первых, электромагнитом 37, предназначенным, совместно с реле 36, 32 и спиральными пружинами 12, Л, 26 для возвращения всего механизма в исходное, положение, и, во-вторых, коллектором 40, ио которому скользят щетки 38, 39, вклю- ченные в цепь электромагнита 50, якорь которого блокирует на время приема передаточный автоматический коммутатор (фиг. 2), управляющий цепью сетки генератора и переключателем (фиг. 3), предназначенным присоединять антенну к приемнику или к передатчику в.-.зависимости от положения приспособления (фиг. 1).

2. При охарактеризованном в п. 1 устройстве применение механизма 21, предназначенного для задерживания замыкания цепи ламп 20 до остановки щетки 16 на одной из пластин коллектора 11.