Адаптивное контролирующее устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹

Заявлено 12Х.1969 (¹ 1329865/18-24) 42п, 11 05 с присоединением заявки №

Приоритет

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

МПК 6 09Ь 7/00

УДК 681.3.371.69(088.8) Опубликовано 14 т 11.1970. Бюллетень № 23

Дата опубликования описания 18.Х!.1970

Авторы изобретения

В. Д. Дорошев и Д. М. Дорошев

Харьковский радиотехнический техникум

Заявитель

АДА ПТИ В НО Е КОКТРОЛ И РУ1ОЩЕЕ

УСТРОЙСТВО

Адаптивное (приспосабливающееся) контролирующее устройство предназначено для контроля знаний, приема зачетов по лабораторным работам н самоконтроля в процессе самостоятельной работы учащихся с программированными пособиями.

Известные контролирующие устройства позволяют проводить контроль по фиксированной программе, не изменяющейся в процессс проведения контроля. В таких устройствах подтверждение правильности решений п выставление оценки осуществляются после ответа на все контрольные вопросы.

Значительно ббльшими возможностяхти обладает адаптивное контролирующее устройство, позволяющее проводить индивидуализацию контроля с изменяющейся программой в зависимости от поэтапных ответов учащихся.

Предлагаемое адаптивное устройство яьляется контролирующим и не имеет сложных счетно-решающих устройств, оно отличается тем, что содержит группы реле, связанные с контактнымп платами через перфокарты, а индикация программы, правильных ответов и оценок, выполненная в виде сигнальных лампочек, подключена через контакты соответствующих реле. Кроме того, кахкдому положению переключателя соответствует одно сочетание из двух подвижных контактов.

Целью изобретения является создание адаптивного контролирующего устройства, обладающего простотой изготовления (доступностью для любого учебного заведения), не требующего персстртт11ки и переналадкп перед занятием по любому предмету, т. е. универсальностью, допускающего широкий диапазон ввода ответов (результатпвно-числовой, конструктивный и выборочньш), исключающего

10 повторный набор ответов и исправления письменных ответов. Устройство имеет надежньш код, разгадывание которого маловероятно и оценивает знания учащегося по пятибалльной системе в зависимости от «веса» вопросов, на

15 которые даны правильные ответы.

На фиг. 1 представлена логическая схема; на фпг. 2 — блок-схема устройства; на фпг. 3 принципиальная схема.

Адаптивное контролирующее устройство

20 обеспечивает проведение контроля знаний по логической схеме (см. фпг. 1).

В соответствии с логической схемой учащимся предлагается контрольная карточка, содержащая 10 контрольных вопросов трсх

25 плп более категорий трудности (первая категория — легкие вопросы I, V, ИП, вторая категория — средней трудности вопросы II, Vl, I»Y, Х; третья категория — более сложные вопросы III, IV, Ъ 11). Знания учащихся оце30 нпваются по пятибалльной системе.

276544

Устройство позволяет более тшательно и всесторонне проверять знания учащихся. Ка:кдый учащийся начинает отвечать с вопроса 1 и в зависимости от качества ответа устройство автоматически указывает программу дальнейшей работы. Так, после правильного ответа на вопрос 1 устройство указывает программу вопроса П, после правильного ответа на вопрос II отсылает к вопросу Пl, после правильного ответа на вопрос 111 — к вопросу И и, наконец, после правильного ответа на вопрос

IV выставляется оценка «5». и работа заканчивается, Таким образом, для получения оценки «5» необходимо дать правильные ответы на вопросы I, П, 1П и IV.

Для получения оценки «4» необходимо ответить на вопросы l, 11, III, или 1, П, Vll, илп

1, Vl, VII, пли V, VI, Vll. Программу вопросов указывает устройство в зависимости от ответов на предыдущие вопросы, т. е. прн правильном ответе на вопрос I указывается программа вопроса П, а при неправильном ответе — программа вопроса V. При правильном ответе на вопрос П дается программа вопроса III, а прп неправильном ответе программа вопроса Vl и т. д.

Для получения оценки «3» необходимо ответить на вопросы 1, П, Х, или 1, IХ, Х, плн V

VI, Х, или 1, Vl, Х, пли V, IX, X, èëè VIII, IX, Х.

3а правильные ответы на один или два вопроса из предложенной программы выставляется оценка «2». И, наконец, при неправильных ответах на все вопросы (даже первой категории трудности) выставляется оценка «1».

Логической схемой предусматривается проведение контроля знаний учащихся по многим каналам, что исключает случайность получения какой-либо оценки.

Таким образом, устройство предлагает учащимся программу контроля в зависимости от качества ответов — в этом и заключается адаптивность устройства. Подобно опытному педагогу, адаптивное контролирующее устройство накапливает данные об уровне знаний учащегося и выбирает наиболее оптимальную программу, по которой следует проводить контроль.

Необходимыми элементами устройства являются: блок программы, блок ввода ответов, блок анализа ответов и блок индикации программ, правильных ответов и оценок.

В устройстве узел ввода ответов выполнен на переключателях (по числу ответов), рассчитанных на 24 положения каждый, любому из которых соответствует сочетание по два из восьми подвижных контактов. Соединение неподвижных контактов галет переключателя с сочетаниями подвижных контактов, которые для каждого положения переключателя замыкаются между собой крышкой контактной платы через соответствующие отверстия перфокарты, выполнено путем пайки разъема либо друг, мп способами, что обеспечивает исключение возможности разгадывания кода

5 то

15 го

25 зо

65 учащимися, автоматическую смену кода путем смены перфокарты и универсальность, т. е. независимость кода от изучаемого предмета.

Каждое индивидуальное устройство имеет ячейки с прозрачпымп крышками для хранения перфокарты и письменных решений (ответоь) учащихся. Эти ячейки блокируются, чем исключается возможность передачи прави."ьных решений и псрфокарт другому лицу.

Индикаторный узел устройства имеет набор релейных контактов, обеспечивающий индикацию программ правильности ответов по каждому вопросу в отдельности и общей оценки ответов по пятибалльной системе в зависимости от «веса» ответов.

Класс включает индивидуальные адаптивные контролирующие устройства по числу учащихся и пульт управления преподавателя.

Ьлок ввода ответов состоит пз пяти идентичных электрических цепей, содержащих кнопки 1(Н вЂ” КН5, группы рабочих реле, группы блокирующих реле, шунтнрованных емкостями и соединенными с кнопками через резисторы, разделительные диоды, переключатели, между галетами А и Б которых электрически расположены подвижные контакты

1 — 8 или 9, и т. д. Каждое пз этик реле имеет в своей цени контакты 7 и 8 для самоблокировкп.

Питание на реле подается через кнопки

КН вЂ” KH;-. Галеты Б переключателей подсоединены к «земле», а их электрическая связь с галета.ли А осуществляется через подвижные контакты 1 — 40 путем постановки в соответствие любому, например, из 24 положений переключателей IIP> — ПР; сочетаний по два из восьми подвижных контактов, т. е. электрическое соединение неподвижных контактов переключателей I!Pi — ПР5 с подвижпымп коптактамп 1 — 40 выполнено с помощью разъема либо пайки таким образом, что алфавит, например, IIa 24 символов — число положений каждого переключателя, закодирован алфавитом из восьми символов — количество подвижных контактов (l — 8, или 9—

1б, или 17 — 24, или 25 — 82, пли 88 — 40) путем гх сочетаний по два.

Как в режиме самоподготовкн, так и в режиме контроля учащиеся начинают отвечать на вопрос 1 контрольной карточки (прп включении устройства включается программа вопроса 1). Письменные решения вместе с перфокартой укладывают под крышку первой ячейки хранения ответов, закрыла от крышку и устанавливают на первом перекспочятеле

ПР, полученные ответы, пя;кпмяют кнопку

КН,. Эталонные ответы заложены в перфокарте, через отверстия которой крышкой ячейки замыкается по два из восьми подвижных контактов 1 — 8, соответствующих одному из

24 положений переключателя ПР, ввода ответоз. От пульта управления через соответствующие контакты разъема, контакты 7 и 8 реле 21, контакты 8 и 4 кнопки, контакты 7 и 9 реле подается низкое напряжение, предпочтителъно +24 в, на реле Р2. Если ответ набран правильно, т. е. соответствует перфорации билета, то напряжение далее подается па первую галету переключателя ПР,, подвижные контакты, галету Б переключателя

ПР,, на «землю». В этом случае реле Р срабатывает и самоблокируется через своп контакты 7 и 8. С 1;екоторым замедлением срабатывает реле 1,, самоблокируясь через свои контакты 7 и с, разрывает цепь подачи напряжения пя ре«е Р2, вследствие чего исключается возможность повторного набора ответов.

В зависимости от результатов ответа на вопрос 1 устройство сигнализирует дальнейIII) io программу действий. П1>и !1piii3ii ilbHQAI

oTIIcTc заж1, ТсВ индикаторные ла>1почки Iip3вильного ответа Ol и программы П . Если ответ был неправильным, то зажгется только индикаторная лампочка программы 17q, указывая учащемуся номер следующей программы. Учащийся отвечает на указанный программой вопрос, при этом перфорационная карточка и письменные решения (ответы) вносятся в ячейку хранения ответов, соответствующую номеру программы. Дальнейшая работа проходит аналогично. В зависимости от задаваемой программы контактами реле

Р,— Р2р подготавливают к работе те или иные электрические цепи. При ответе па вопрос 11 напряжение от пульта подается через контакты 7 и 8 реле Р2„контакты 8 и 4 кнопки КН„ контакты 1 и 2 реле Р>, контакты 7 и 9 реле

Рр на реле Р, и далее через диод Д2, галеты

А и Б переключателя ПР2 па «землю». С некоторым замедлением срабатываег реле Рр, разрывая цепь подачи напряжения на реле Р„.

При ответе па вопрос V напряжение подается от пульта через контакты 7 и 8 реле Р:1, контакты 8 и 4 кнопки КН, контакты 1 и 3 реле

Р2, контакты 1 и 2 реле Р„контакты 7 Ii 9 реле P.-, на реле Рр и далее через диод Д;„ галеты А и Б переключателя ПР на «землю».

С некоторым замедлением срабатывает блокирующее реле Р.-, разрывая цепь подачи напряжения на реле Рр. В зависимости от результатов ответа на второй или пятый вопрос устройство указывает дальнейшую программу.

При правильном ответе на вопрос 11 за>кгутся индикаторные лампочки правильного ответа 02 и программы Пр. При неправильном ol вете зажгется только индикаторная лампочка программы Пр.

При правильном ответе на вопрос (за>кгутся индикаторные лампочки правильного ответа 05 и программы Пр. При неправильном ответе зажгется только индикаторная лампочка П8. И снова в зависимости от программы контакты реле подготовят к работе те илп иные электрические цепи.

При ответе па вопрос П(напряжение от пульта подается через контакты 7 и 8 реле

Pz1, контакты 8 и 4 кнопки КНр, контакты 1 и 2 реле Р4, контакты 7 и 9 реле Р-, на реле

Р8 и далее через диод Дз, галеты А и Б переключателя ПР3 на «землю». С некоторым за55

65 дои от пульта преподавателя нажатием кно5

З0

50 медленнем срабатывает реле Р„разрывая цепь подачи напряжения на реле Р8.

При ответе на вопрос VI напряжение от пульта подается через контакты 7 и 8 реле

Р 1, контакты 8 и 4 кнопки КНь, контакты 1 и 8 реле Р1 и контакты 1 и 2 реле Рз, контакты 7 и 9 реле Рр IIB реле Р1р. Напряжение на реле Р» может быть подано также через

1 онтякты 8 и 4 кнопки КН,1, контакты 1 и 2 реле Р„-. В обоих слу паях напряжение далее подается через диод Др, галеты А и Б переключателя ПР пя «землю». С некоторым замедлс1шем срабатывает реле Рр, разрывая цепь подачи напряжения на реле Р».

При ответе на вопрос VIII напряжение от пульта подастся через контакты 7 и 8 реле

Р2„контакты 8 и 4 кнопки КН3, контакты 1 и 8 реле Р„., контакты 1 и 2 реле Р5, контакты

7 и 9 реле Р» на реле Рд. С некоторым замедлением срабатывает реле Р„, разрывая цепь подачи напряжения на реле Р,2.

В зависимости от ответов на вопросы 111, Vl u VIII устройство укажет дальнейшую программу: при правильном ответе IIB вопрос

ill l зажгутся индикаторные лампочки правильного ответа 08» программы П4. При неправильном ответе на вопрос 111 зажгется только индикаторная лампочка программы 177.

Прп правильном ответе на вопрос Vl зажгутся 1шдикаторные лампочки правильного отв.тя 06 и программы 17-,. При неправильном ответе а вопрос VI зажгется только индикаторная лампочка П,.

Прп правильном ответе на вопрос Vill зажгутся индикаторные лампочки правильного ответа 08 и программы Пр. При неправильном ответе на вопрос VIII выставляется оценка

«1», и работа заканчивается.

При правильном ответе на вопрос IХ за>кгутся индикаторные лампочки правильного ответа 09 и программы П„. При неправильном ответе на вопрос !Х выставляется оценка «2», и работа заканчивается.

При ответе на вопрос Х напряжение от пульта подается через контакты 7 и 8 реле

Р,, контакты 3 и 4 кнопки КН5, контакты 1 и 2 реле P„, контакты 7 и 9 реле Р1р на реле

Р,р. На реле Р2р напря>кение подается также через контакты 8 и 4 кнопки КН5, контакты

1 и 2 реле Р,.;„контакты 1 и 3 реле Р«и контакты 7 и 9 реле Р,р Далее напряжение поступает через галеты А и Б переключателя

ПР; на «землю». С некоторым замедлением срабатывает реле Р1р, разрывая цепь подачи напряжения на реле Pzo.

При правильном ответе на вопрос Х выставляется оценка «3» и зажгется лампочка правильного ответа 010. При неправильном ответе выставится оценка «2». В обоих случаях после выставления оценки работа заканчивается.

По окончании времени, отведенного для контрольной работы (либо по другим причинам), оценки могут быть выставлены коман276544 Риз пок «оценка». В этом случае напряжение от пульта подается на электрические цепи индивидуальных устройств через диоды Д1 — Д7, что приводит к фиксации фактически выполпенных учащимся действий и оценит зиашш.

Дальнейшая работа заканчивается, так как устройства будут заблокированы и изменить полученные оценки будет невозможно.

Блок индикации программ, правильных ответов и оценок выполнен группами контактов реле Р,— Р, и сигнальными лампочками, к которым подается низкое напряжение б,З в.

Блокировка устройств осуществляется при помощи реле Р,, подвижных контактов u,—

ns и групп контактов 4 и 5 реле Р, Рз, Р;, Р-„

Р„Р,, Риь Р,;, Р„и Р». При передаче сведений о правильных решениях (передаче перфокарт), при попытке замкнуть подвижные контакты крышкой или другим металлическим предметом, при нарушении правил работы с устройством срабатывает реле Р >, разрывая цепь подачи напряжения от пульта к устройству и включая через свои контакты 10, 11 переменное напряжение на индикаторную лампочку «1».

Смена кода (вероятность такой необходимости ничтожна ввиду сложности кода, применения различного кода для различных вопросов) может производиться либо путем поворота оцифрованных дисков относительно оси переключателей ПР,— ПР-„либо путем перепайки (иерестановки) некоторых выводов от переключателей на контактной плате.

Пульт управления преподавателя служит для питания и дистанционного управления индивидуальными устройствами. На пульте дублируются оценки всех устройств.

Предмет изобретения

1. Адаптивное контролирующее устройство, содержащее узел питания и управления, узел

15 сравнения и ввода ответов перфорационного типа, узел индикации программ, правильных ответов и оценок, отличающееся тем, что, с целью упрощения устройства, оно содержит группы реле, связанные с контактными пла20 тами через перфокарты, а индикация программы, правильных ответов и оценок, выполненная в виде сигнальных лампочек, подключена через контакты соответствующих реле.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, 25 что, с целью упрощения узла ввода ответов, каждому положению переключателя соответствует одно сочетание из двух подвижных контактов.

276544 !

I !

I !

I !

9 иг,3

Составитель Л. В. Скобелева

Редактор Е. В. Семанова Техред А. A. Камышникова Корректоры: А, Абрамова и E. Ласточкина

Заказ 3031/2 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, _#_-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2