Муфта предельного момента
Иллюстрации
Показать всеРеферат
7467
Союз Советских
Социалистических
Республик
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 31. III.1969 (№ 1315421/25-27) с присоединением заявки ¹
Приоритет
Опубликовано 22.V11.19?0. Бюллетень № 24 ,Дата опубликования описания 27.Х.1970
Кл, 47с, 8
Комитет по делам изаоретений и открытий при Совете слинистрое
СССР
МПК F 16d 15/00
УДЕ, 621.825.5(088.8) Автор изобретения
И. М. Хованов
Заявитель
МУФТА ПРЕДЕЛЬНОГО МОМЕНТА
Известны фрикционные предохранительные муфты с применением дисков трения, в которых для ограничения величины предельного передаваемого момента используется эффект грения скольжения (буксования) между дисками трения, Известны муфты предельного момента с применением роликовой муфты обгона, в которых при достижении моментом предельного значения ролики принудительно частично расклиниваются до такой величины, при которой начинается пробуксовка по роликам звездочки и обоймы муфты обгона.
Предложенная муфта отличается тем, что ее обойма выполнена в виде крестовины с хвостовиками, а звездочка подпружинена и установлена с возможностью осевого перемещения.
Муфта снабжена механизмом расклинивания, выполненным в виде размещенных в хвостовиках крестовины на подшипниках качения пальцев, взаимодействующих своими торцами с заклинивающими элементами, и жестко смонтированного на ведущем валу диска с канавками на торце, в которых размещены шарики, взаимодействующие с торцовыми канавками, выполненными в звездочке.
Это позволяет повысить стабильность предельного момента.
На фиг. 1 схематически изображена предлагаемая муфта, продольный разрез и разрез по А — Л; на фиг. 2 — то же. поперечный разрез и разрез по Б — Б.
Муфта содержит обойму 1, звездочку 2 и расположенные между ними заклинивающие элементы 8 в виде тел качения. Обойма 1 выполнена в виде крестовины с хвостовиками.
Механизм расклинивания муфты выполнен в виде размещенных в хвостовиках крестовины пальцев 4, установленных на подшипниках 6
1о и взаимодействующих своими торцами с заклинивающими элементами 8. На ведущем валу 6 жестко установлен диск 7, на торце которого выполнены канавки, в которых размещены шарики 8. На валу 6 установлена и
15 звездочка 2, поджимаемая пружиной 9, начальное усилие которой регулируется осевым перемещением втулки 10. На торце звездочки 2 также выполнены канавки для размещения шариков 8. Заклинивающие элементы 8 размещены в сепараторе 11, а пх контакт с обоймой 1 осуществляется прижимными устройствами 12. Сепаратор связан с обоймой винтами 18 и пружинами 14, прижимающими его к заплечику и звездочке.
25 Размер е смещения пальцев выбран таким образом, что прп исходном крайнем правом положении оооймы ось пальца проходит через центр ведущего шарика. Размер L выбирают, исходя из того, что угол а клина, образовал30 ный касательными в точках контакта ведуще
277467 го шарика с обоймой и пальцем, равен углу за кл Il пнвапия.
Прп вращении ведущий вал б через торцовые скосы па днскс 7 и шарики 8 увлекает за собой звездочку 2, которая стремится перскатить шарик 3 по торцу пальца 4 в сужающуюся часть клина, т. е. заклинивает его.
Шарик 3 стремится повернуться вокруг своей оси, параллельной оси муфты, и повернуть палец вокруг его оси. Поскольку в исходном положении ось пальца 4 проходит через точку его контакта с шариком 3, то палец не поворачивается, и ведомый вал увлекается вслед за ведущим через шарики 8, пальцы 7, подшипники 5 и обойму 1. Муфта при этом передает момент, реализованный на торцовых скосах предохранительной пружиной 9.
При перегрузке ведомого вала ведущий вал поворачивается относительно обоймы и перемещает ее через торцовые скосы влево, сжимая при этом предохранительную пружину.
Обойма, в свою очередь, перекатывает влево по торцам пальцев заклинивающие элементы, перемещая точку их контакта на величину х.
Сила трения в точке контакта шарика 3 с пальцем 4, определяемая величиной момента на обойме, создает на этом плече крутящий момент, стремящийся повернуть палец вокруг его оси. По достижении этим крутящим моментом (в результате изменения плеча х) величины, достаточной для преодоления момента трения в предохранительных подшипниках, осевое перемещение обоймы прекращается, шарики и пальцы начинают вращаться вокруг своих осей, и муфта переходит в режим
«буксовапия». На ведомый вал передается предельный крутящий момент, реализованный на торцовых скосах предохранительной пружиной, получившей в результате осевого перемещения обоймы дополнительное поджатие.
Так как момент трения предохранительных подшипников мал, то при значительных предельных моментах плечо х при выходе в режим «буксования» достигает весьма малой величины, измеряемой несколькими миллиметрами. Поэтому даже высокая нестабильность момента трения предохранитсльных подшипников, вызывающая при заданной силе трения в точке контакта резкое относительное изменение плеча х, не оказывает практического влияния на величину общей деформации предохранительной пружины, а следовательно, и на предельный момент, передаваемый муфтой в режиме «буксования». Муфта имеет высокую стабильность предельного передаваемого момента. Изменения же плеча х вследствие нестабильности момента трения предохранительных подшипников определяют нестабильность их оборотов в режиме «буксования» муфты. После снятия перегрузки с ведомого вала внутренняя обойма возвращается в исходное положение и «буксование» и р екр а ща ется.
При обгоне ведомым валом ведущего шарики 8 расклиниваются и муфта получает свободный ход (аналогично тому, как это происходит в известных муфтах обгона) . При свободном ходе шарики 3 пробуксовывают под незначительными нагрузками от прижимных устройств.
Предмет изобретения
Муфта предельного момента, содержащая обойму, звездочку и расположенные между ними заклинивающие элементы в виде тел качения, передающие вращение с ведущего вала па ведомый, отличающаяся тем, что, с целью повышения стабильности предельного момента, обойма выполнена в виде крестовины с хвостовиками, а звездочка подпружинена и установлена с возможностью осевого перемещения, при этом муфта снабжена механизмом расклиHèвания, выполненным в виде размещенных в хвостовиках крестовины на
4О подшипниках качения пальцев, взаимодействующих своими торцами с заклинивающими элементами, и жестко смонтированного на ведущем валу диска с канавками на торце, в которых размещены шарики, взаимодействую4> щие с торцовыми канавками, выполненными в звездочке.
277467 е 1
Составитель И. Злотник
Техред 3. Н. Тараненко Корректоры: T. Джаманкулова и О. li. Та рина
Редактор В. Ф. Полещук
Заказ 3042, l6 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Ягип|стров СССР
Чосква, )K-35, Ратшская иао., д. 4 5
Типограа ия пр. Сапунова, 2
4 ч
I ч