Тиристорный электропривод

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П.М-:О-A É И Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 07.Ч1.1968 (№ 1245596/24-7) с присоединением заявки ¹

Приоритет

Опубликовано 21.VIII.1970. Бюллетень № 26

Дата опубликования описания 18.XI.1970

Кл. 21с, 59/10

21с, 59/40

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

МПК Н 02р 5/16

Н 02р 5/16

УДК 621.316.721:077..65 (088.8) Авторы изобретения

В. Н. Левин, А. К. Кудрявцев, В. Ф. Юферов, А. М. Лебедев, Н. В. Бариев, Л. Х. Эйдензон, В. В. Мартынов и Б. В. Дорохов

Московское специализированное монтажно-наладочное управление

«Центроналадка» по плановым и пусковым комплексным наладкам, ревизиям и испытаниям рудничных подъемных установок, дражного, экскаваторного и другого горнорудного оборудования на всех предприятиях цветной металлургии

Заявитель

ТИРИСТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД

Изобретение решает задачу ограничения тока в тиристорных электроприводах для основных механизмов драги, при работе которых возможны случаи упора, связанные с перегрузкой как двигателя, так и преобразователя.

Известны тиристорные электроприводы для основных механизмов драги, содержащие устройство упреждающего токоограничения, выполненное в виде передаточного звена с регулируемым уровнем насыщения, выход которого подключен ко входу управления преобразователем, а вход регулирования уровня насыщения — к датчику э,д.с. двигателя.

К электроприводу для основных механизмов драги наряду с требованием исключения возможности перегрузки при работе на упор предъявляется требование высокой жесткости механической характеристики в области рабочих нагрузок. Удовлетворение этого требования в известном электроприводе сопряжено с введением дополнительных элементов в цепь обратной связи по скорости.

Предлагаемый электропривод отличается от известных тем, что передаточное звено с регулируемым уровнем насыщения выполнено в виде транзистора, последовательно с источником коллекторного питания которого подключен датчик э.д.с. двигателя, включенный в цепь управления транзистора через потенциометр уставки скорости.

5 Такое выполнение электропривода позволяет упростить его конструкцию путем использования элементов упреждающего токоограничения также и в качестве элементов обратной связи по скорости.

10 На фиг. 1 представлена принципиальная схема описываемого электропривода; на фиг. 2 — характеристики вход-выход транзистора, используемого в качестве передаточного звена с регулируемым уровнем насыщения;

15 на фиг. 3 — механическая характеристика электропривода.

Двигатель 1 получает питание от тиристорного преобразователя 2, снабженного блоком управления 3. На выходе преобразователя

20 образован э.д.с.-метрический мост с выходным потенциометром на резисторах 4 и 5, являющийся датчиком э.д.с. Датчик э.д.с. включен (точки а и б) согласно с независимым источником в цепь коллекторного питания тран25 зистора б, являющегося звеном с регулируемым уровнем насыщения, входом регулирования уровня насыщения которого являются

2 /8823

Фиг 1 точки а и о Кроме того, датчик э.дс, включен также (точки а и б) в цепь управления транзистора 6 через потепциометр 7 уставки скорости, че;t образован контур отрицательной обратной связи по скорости.

Входом управления преобразователем являются точки а и г. К этим точкам под| „",:очена цепь эмиттер †коллект тр",ïçèñòîðà 8, являющаяся выходом цепи отрицательной обратной связи по току с отсечкой ttà стабилитроне 9. Обратная связь по току с отсечкой обеспечивает плавный переход на экска:aòopный участок механической характеристики (участок Ьс на фиг. 3). Кроме того, эта связь обеспечивает резервную по стношеншо к у..:— реждающему токоограпичепию защиту от перегрузок.

Когда потенциометр 7 выведен (движок имеет потенциал точки в), транзистор 6 полностью открыт, напряжение между точи» -ttt а и г близко:- ;óëþ. Hp,t этом тирпсторы преобразователя 2 закрыты и двпгател 1 пе вращается. При введении потепцпометра на вход транзистора б подается запираю;цая его разность напряжений задающего (точки G u д) и пропорционального э.д.с. двигателя (точки а и в), Напряжение между точками а и г увеличивается, что приводит к росту напряжения:ta выходе преобразователя. Двигатель начинает вращаться.

Напряжение независимого источи:..ка коллекторного питания транзистора 6 выбирается таким, чтобы грп по,—.ностью закрытом транзисторе б напряжение на выходе преобразователя 2 не превышало значения, допустимого по условиям пуска двигателя. При =-том транзистор работает с выходной характеристикой

1 (фиг, 2) и при любом положении движка потенциометра 7 пусковой ток двигателя не превышает допустимого значения.

По мере разгона двигателя с ростом э.д.с.

5 увеличивается также и напряжение коллекторпого питания транзистора б. При разгоне двигателя до максимальной скорости транзистор работает с выходной характеристико" VI (ф,r. 2) .

10 Таким образом, при пуске двигателя ток никогда пе превышает допустимого значения, Прп выборе уставки упреждающего токоограничения, несколько большей уставки токовой отсечки обеспечивается механическая характе15 ристика двигателя, показанная на фиг. 3, Предмет изобретения

20 Тиристорный электропривод для основных механизмов драги, содержащий устройство упреждающего токоограничения, выполненное в виде передаточного звена с регулируемым уровнем насыщения, выход которого подклю25 чен ко входу управления преобразователем, а вход регулирования уровня насыщения— к датчику э.д.с. двигателя, отличающийся тем, что, с целью упрощения электропривода путем использования элементов упреждающе30 го токоограничения также и в качестве элементов обратной связи по скорости, передаточноe =-вено с регулируемым уровнем насыщения выполнено в виде транзистора, последовательно с источником коллекторного пита35: "„:; t. оторого подключен указанный датчик, включенный в цепь управления транзистора через потенциометр уставки скорости.

278823 Рых 2

1 15 2 2,5 3

Фиг.2

Во

У/ЕЕ

УЧЕНИЕ

15 30 О5 50 75 50 105 120 135 150 155

Ф иг.З

Составитель P. Давыдов

Редактор А. Ю. Пейсоченко Техред А. А. Камышникова Корректор Н. Л. Бронская

Заказ 3228/2 Тираж 480 Подписное

ЦИИИПИ Комитета по делам, изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр, Сапунова, 2