Патент ссср 280235
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
280235
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 22.111.1965 (№ 947940/40-23) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 26Х111.1970. Б|оллетепь Х 27
Дата опубликования описания 4.11.1971
Кл. 62b, 12/02
МПК В 64с 13/18
УДК 629.13.014,5 (088.8) Комитат по делам иаобретеиий и открытий при Совете Министров
СССР
Авторы изобретения
P. Г. Дохновский, С. С. Федчин, Ю. С. Рыжов, А. М. Илюхин
Л. Н. Меньшова, В. H Бледных, А. Л. Абаев, Л. М. Бондаренко, В. М. Сиволап, Ю. Г. Коновалов и А. Г. Крупенин
Заявитель
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО И ДИРЕКТОРНОГО
УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ В БОКОВОЙ ПЛОСКОСТИ
Предложе|нный способ предназначен для автоматического и директорного управления самолетом в боковой плоскости путем создания крена.
Известны способы аналогичного назначения, при которых используется сигнал, пропорциональный скорости отклонения от равносигнальной зоны, не позволяют получить хорошую управляемость самолета в турбулентной атмосфере.
Предлагаемый способ отличается от известных тем, что при малых углах крена (до 5—
7 ) уменьшают передаточное число по сигналу, пропорциональному углу исти нного крена, и вводят дополнительный компенсирующий сигнал, пропорциональный угловой скорости рысканья самолета.
Такая последовательность действий имеет признаки существенной новизны и дает положительный эффект, заключающийся в улучшении управляемости самолетом в турбулентной атмосфере и уменьшении статических ошибок.
В систему управления закладывается сигнал нелинейного истинного крена, изменяющегося по кусочно-ломаному закону таким образом, что апериодический выход в равносигналь ную зону происходит с креном, большим 5 — 7, а стабилизация самолета в ней — с уменьшением в заданное число раз передаточным числом по сигналу истинно;о крена (участок О— (5 — 7 ) .
Однако такое изменение передаточного числа по крену в системе управления вызовет ко5 лебательное движение самолета на траектории. Для устранения колебательности в систему управления вводится сигнал, пропорциональный угловой скорости рысканья, прспорциональ ной углу крена. Этот сигнал компеkl
10 сирует уменьшение в заданное число раз передаточного числа Ilo углу истинного крена.
Поскольку практически при полете в «неспокойной» атмосфере колебания по угловой скорости рысканья меньше, чем колебания по уг1S лу крена, то, очевидно, и управление по директорному прибору, а такхке и в автоматическом режиме будет более «спокойное».
Сигнал, пропорциональный угловой скорости рысканья, вводится в систему управления с та20 ким расчетом, чтобы он воздействовал на систему только на участке 0 — (5 — 7-) крена.
Следовательно, на участке больше 5 — 7 крена сигнал ограничивается известными техническими способами.
25 Предлагаемый способ в сочетании с любыми существующими за,<онами управления траекторным движением обеспечивает повышенное качество переходных процессов как при выходе на заданную линию пути, так и прп
3О стабилизации на ней; облегчение пилотнро280235
Предмет изобретения
Составитель Ю, Шувалов
Редакзор Н. С. Старостина Текред Л. В. Куклина Корректор г1, Л. Бронская
Изд. Хв 77 Заказ 128/1 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 вания в режиме директорного управления по сравнению с существующими способами управления при полете в возмущенной атмосфере и значительное снижение влияния статических ошибок, что практически обеспечивает заданную точность стабилизации заданной линии пути при указанных условиях.
Способ автоматического и директорного управления самолетом в боковой плоскости, основанный на использовании в качестве управляющих сигналов на входе курсового автопилота сигналов, пропорциональных углам заданного и истинного крена, отличающийся тем, что, с целью улучшения управляемости в турбулентной атмосфере уменьшения статических ошибок, уменьшают при малых углах крена (до 5 — 7 ) сигнал, пропорциональный углу истинного крена, и вводят на вход авто10 пилота дополнительный компенсирующий сигнал, пропорциональный угловой скорости рыска нья самоле1d.