Устройство для контроля и стимуляции работоспособности водителя транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистнчеснйх

Респтблн»

Зависимое от авт. свидетельства № 215255

Заявлено 24.f.1969 (№ 1300145/31-16) Кл. 30а, 4, !О с присоединением заявки ¹â€”

Котвитет по делав! изобретений и открв!тнй прн Совете Мннистрав

СССР

Приоритет—

Опубликовано 03.1Х.1970. Бк)ласт«!l! ¹ 28

Да I II О.-! Оликован!тя Оп:!«ан!!я 25.1.1971

МПК А 61b 5 18

G 09b 9/04

УДК 656.2:658.382.2:

:658.562 (088.8)!

Авторы нзобрет«ннч

Г. И. Головченко, Н. Т. Чернуха, 3. H.

И. Г. Шейко, В. С. Генес, Ю. М. Мадиевский, Б. И. Моисеенко, И. В. Дмитренко и И. А. Карелин

Заявптель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ И СТИМУЛЯЦИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ВОДИТЕЛЯ TPAHCHOPTHOf О СРЕДСТВА

11зобретсние относится к области медици;-Ib!, а именно к устройствам для контроля и стимуляции работоспособности водителей транспортных средств.

По основному авт. св. № 215255 известно устройство д!ля контроля и стимуляции работоспособности водителя транспортного средства, содержащее световой раздражитель, датчик обратной связи, контрольные блоки, регистрирующий прибор и автостоп. Контроль и стимуляция с помощью этого устройства проводились вне зависимости от занятости водителя в соответствии с его рабочими операциями, что приводило к повышению нагрузок и быстрой утомляемости водителя.

Настоящее изобретение расширяет область применения устройства по авт. св. № 215255

l в отличие от него позволяет предотвратить совладение но времени, сигналов светового раздражения с рабочими операциями, выполняемыми водителем, 3ТО достигается тем, что в устройстве содержится система, блокирующая механизмы управления и тормоза транспортного средства с программным механизмом светового раздражит«ля.

Кроме того, во избежание аварийных ситуаций пр:! движении транспортного средства в устройстве может быть использован блок-сумматор, накапливающий определенное количесТВо BB I«длснных реакций водителя H BKJIIQч»!ощий BBTocTQII после того, как эго количество превы!сит заранее заданный предел.

Иа чертеже изображена блок-схема предлаг»«мого устройстза.

Устройство содерж!тг световой раздражитсль 1, закрепленный в рабочем ноле зрения водителя, датчик 2 обратной связи, контрольный блок 8 первой ступени, программный механизм 4, блок 5 стимулятора, контрольный !

О блок 6 второй ступени и регистрирующий прибор 7.

Датчик 2 обратной связи выполнен в виде кнопки, которая включается прн нажатии альцехт, и предназначен для уч«т» времени

15 ответной реакции. Контрольнын блок . 3 первой ступени служит для оценки ьр«м«нн î,— ветнон реакции водителя и принят!!я решения по изменении программы. С помощью эгого олока осуществляются трн рабочис про20 граммы:

1) если время ответной реакции пе превышает заданного времени, то программный механизм 4 подаст сигналы на световой раздра2;> житель 1 через большой интервал времени;

2) если время ответной реакции превышает время, заданное олоком т первой ступени, но не превышает времени, з»данного блоком 6 второй ступени, то подается импульс На про30 граммный механизм 4, изменя!ощнй скорость

280757 пода ш импульсов на световой раздражитель 1;

3) если время ответной реакции превышает время, заданное блоком б второй ступени, то включается блок 5 стимулятора. 5

Стимулятор используется для повышения тонуса высшей нервной деятельности водителя. Оп состоит из звукового .и пневматического раздражителей, включающихся одновременно, В одно время с блоком 5 стимулятора 10 включаются контрольный блок б второй ступени и регистрирующий приоор 7. Блок 6 предназначен для оценки времени отвстной реакции после включения блока 5 стимулятора. С помощью реле времени блока 6 осуще- 15 ствляются две рабочие программы:

1) если время ответной реакции водителя не превышает времени, заданного блоком 6 второй ступени, то подается импульс на программный механизм 4, включающий аварий- 20 ную программу и подающий одновременно импульс на регистрирующий прибор 7;

2) если время ответной реакции превышает время, заданное блоком б, то включаются автостоп 8 и одновременно регистрирующий 25 прибор 7.

Программный механизм 4 предназначен для регулирования интервалов между подачей сигналов на световой раздражитель 1 и представляет сооой .коммутатор, механическое 30 или электронное .реле времени, обеспечивающее переключение на три режима работы: нормальный, ускоренный и а варийный.

При нормальном режиме работы программный механизм 4 подает импульс на световой 5 раздражитель 1. Ответная реакция водителя — нажатие кнопки датчика 2 обратной связи. При этом механизм 4 подает импульс на блок 8, и если не превышен заданный интервал времени, то импульсы подаются на l0 световой раздражитель 1 согласно заданной программе.

При ускоренном режиме, включаемом TIpll умеренной задержке времени ответной реакции, импульс с блока 8 включает программный механизм 4 на пять-шесть циклов ускоренного режима, после чего режим переключается на нормальный.

При аварийном режиме, включаемом при значительном превышении заданного времени qp ответной реакции, импульс с блока 8 поступает на контрольный блок 6 второй ступени. В случае отсутствия отвстной реакции в тееченпе определенного времени включается автостоп 8.

Контрольный блок б второй ступени в случае поступления сигнала датчика 2 обратной связи в тот момент, когда световой раздражпгель 1 не работает, включает автостоп 8.

Устройство работает в зависимости от физиологических функций водителя 9.

В устройстве имеется блок-сумматор 10 для подсчета ответов водителя с опасно низкой скоростью реакции. Если последующий ответ произведен с нормальной скоростью реакции, то блок-сумматор сбрасывается на нуль — заниженная рсакция была случайной. Если счет блок-сумматора превышает определенное число ответов с,пониженной скоростью реакции, то он подает сигнал на автостоп 8. Блок-сумматор 10 включается в работу от сигнала с контрольного блока б.

Для разделения по .времени сигналов светового раздражителя и рабочих операций водителя транспортного средства в устройстве предусмотрен блок 1! занятости, который создает импульсную подпитку конденсаторов коммутатора программного механизма 4 и запирает выход его сигнала на световой раздражитель. Блок 11 занятости гключается от датчиков, расположенных на механизмах управления транспортным средством Il тормозных устройствах.

Предмет изобретения

1. Устройство для контроля и стимуляции работоспособности водителя транспортного средства по авт. св. № 215255, отличающееся тем, что, с целью предотвращения совладения по времени .сигналов светового раздражителя с рабочими операциями водителя, в устройстве содержится система, блокирующая механизмы управления и тормоза транспортного средства с программным механизмом светового раздражителя.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью предотвращения аварийных ситуаций во время движения транспортного средства, в устройстве содержится блок-сумматор, накапливающий определенное количество замедленных реакций водителя и включающий автостоп после того, как это количество превысит заранее заданный предел.

:280757

Поппи c «« .

Тираж 480

".aêàç 7559

ЦПИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР Москва, 5К-35, Раушокая наб., д. 4/5

Об aaicni aa ти потрафин Костромскопо tyepaa aeazst rro пеиати

Составитель Н. Б. Эскин Редактор В. П. Борисова Техред 3. Н. Тараненко Корректор Т. А. Абраа.орла