Тепломер для измерения вырабатываемой или потребляемой установкой тепловой мощности

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

280929

ОП ИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сома Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹

Заявлено 02.XI 1.1968 (№ 1286329/18-10) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 03.1Х.1970. Бюллетень № 28

Дата опубликования описания 6.1.1971

Кл. 42i, 17 02

Комитет по делам иаобретений и открытиб ори Совете Министров

СССР

МГ1К б 01k 17/16

УДК 536.629.7(088.8) Автор изобретения

1О. А. Черняк

3 аявитель Украинский государственный проектный институт «Тяжпромавтоматика»

ТЕПЛОМЕР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВЬ!РАБАТЪ|ВАЕМОЙ ИЛИ

ПОТРЕБЛЯЕМОЙ УСТАНОВКОЙ ТЕПЛОВОЙ МОЩНОСТИ

Изобретение относится к области измерения тепловой мощности, вырабатываемой или потребляемой энергетическими установками и передаваемой жидкими теплоносителями, Оно может быть использовано в промышленных и лабораторных энергетических и химических установках, где возможно применение калориметрического метода мощности.

Известные тепломеры включают в себя расходомерную схему, предназначенную для измерения расхода теплоносителя, и тепломерную схему, предназначенную для измерения произведения расхода на разность температур.

Расходомерная схема содержит дифманометр с дифференциально-трансформаторным датчиком и автокомпенсатор переменного тока. Показания автокомпенсатора пропорциональны расходу. Выходной вал реверсивного двигателя автокомпенсатора соединен с движком дополнительного расхода, выходное напряжение которого (между движком и одним из концов реохорда) пропорционально расходу теплоносителя и напряжению питания реохорда.

Тепломерная схема содержит два термометра сопротивления, включенных в мостовую схему, и автокомпенсатор. При изменении температуры теплоносителя изменяются сопротивления термометров. При этом в измерительной диагонали мостовой схемы появляется напряжение, пропорциональное разности измеряемых температур. Кроме того, указанное напряжение зависит от величины напряжения

5 питания мостовой схемы. Последнее, в свою очередь, снимается с реохорда, движок которого жестко связан со шкалой расходомера.

Таким образом, напряжение в измерительной диагонали мостовой схемы, измеряемое авто10 компенсатором, зависит от разности температур и от величины расхода, т. е. оно пропорционально значению тепловой мощности.

Недостатками такого тепломера являются: невысокая точность измерения, особенно в на15 чальной части шкалы (при малых расходах теплоносителя) из-за погрешностей, присущих дифманометрам-расходомерам, а также из-за нелинейности схемы перемножения сигналов вследствие конечности значений вели20 чин сопротивлений источника питания (в данном случае реохорда) и мостовой схемы; неудобство обслуживания из-за невозможности получения независимого отсчета величины разности температур.

25 В известном тепломере по шкале расходомера отсчитывается расход, а по шкале тепломерной части схемы — тепловая мощность.

Независимое измерение разности температур невозможно. В то же время в системах изме30 рения и регулирования тепловой мощности

280929

9 ц

Текред Л. Я. Левина

Редактор А. В. Корнеев

Корректоры; Л. Корогод и E. Ласточкина

Заказ 3398/5 Тираж 480 Подписное

ЦИИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб„. д. 4)5

Типография, лр. Сапунова, 2 для настройки работы системы, а также в процессе работы всегда необходимо иметь независимые показания разности температур.

Предлагаемое устройство для измерения вырабатываемой или потребляемой установкой тепловой мощности отличается от известных тем, что измеритель расхода теплоносителя выполнен в виде электромагнитного расходомера, обмотка возбуждения которого подключена к питающей сети через регулируемый автотрансформатор компенсационного прибора, движок которого механически связан с реверсивным двигателем, и через согласующий трансформатор — к входу датчика разности температур.

На чертеже представлена схема описываемого устройства.

Устройство содержит датчик разности температур, выполненный в виде двух термомет ров сопротивления 1, 2, измеряющих температуру теплоносителя на входе и выходе установки, электромагнитный расходомер 3 и компенсационный прибор, выполненный в виде статического компенсатора переменного тока, состоящий из блока прямого преобразования 4 и преобразователя обратной связи, в качестве которого применен регулируемый автотрансформатор 5.

Обмотка возбуждения б электромагнитного расходомера 8 подключена к питающей сети через регулируемый автотрансформатор 5, движок которого механически связан с реверсивным двигателем 7. Кроме того, эта же обмотка возбуждения б электрически соединена через согласующий трансформатор 8 с входом 9 блока прямого преобразования 4 компенсационного прибора.

При изменении разности температур, измеряемой термометрами сопротивления 1 и 2, сигнал Ут, пропорциональный разности измеряемых температур, поступает на вход блока прямого преобразования 4 и сравнивается с сигналом обратной связи U>.

Положение вала двигателя 7 определяет

)0 значение разности температур в момент баланса, а напряжение на обмотке возбуждения б электромагнитного расходомера также пропорционально этой разности температур.

Отсчет разности измеряемых температур

15 производится по шкале компенсационного прибора, а отсчет величины тепловой мощности— по шкале выходного устройства измерительного блока 10 электромагнитного расходомера.

Предмет изобретения

Тепломер для измерения вырабатываемой или потребляемой установкой тепловой мощности, содержащий измеритель расхода теп25 лоносителя, датчик разности температур и компенсационный прибор, отличаюшийся тем, что, с целью повышения точности, измеритель расхода теплоносителя выполнен в виде электромагнитного расходомера, обмотка возбуж30 дения которого подключена к питающей сети через регулируемый автотрансформатор компенсационного прибора, движок которого механически связан с реверсивным двигателем, и через согласующий трансформатор — ко вхо35 ду датчика разности температур.

6 3