Индукционный датчик тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

283376

О П

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства ¹

М. Кл. Н 02k 19/36

Н 02k 19/38

Заявлено 02Х1.1969 (№ 1333783 24-7) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 26,Х.1973. Бюллетень № 43

Дата опубликования описания 20.III.1974

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР оа делам изобретению и открытий

УДК 621.313,322(088.8) Авторы изобретения В. С. Кильдишев, Г. А. Ковальков, Н. С. Мазникин и А. В. Мисюлин

Заявитель

ИНДУКЦИОННЫЙ ДАТЧИК ТОКА

Известны индукционные датчики тока бесщеточной системы возбуждения, выполненные в виде .синхронной машины с обмоткой ротора, представляющей собой две ветви, включенные последовательно в цепь токоподвода, идущего от возбудителя.

Выполнение индукционного датчика тока в виде отдельной машины требует особого места для установки, увеличивает продольные габариты турбогенератора, а также усложняет конструктивно выполнение силовых токоподводов от возубдителя к турбогенератору, в рассечку которых включается обмотка возбуждения индукционного датчика тока.

В предлагаемом датчике тока с целью уменьшения осевых габаритов обмотка возбуждения выполнена в виде шин, размещенных на цилиндрической поверхности соединительной муфты, связывающей валы генератора и возбудителя и являющейся ротором датчика, и статор расположен вокруг муфты.

Для обеспечения доступа к муфте статор датчика выполнен разъемным с кольцевой обмоткой.

На фиг. 1 изображен индукционный датчик тока в продольном разрезе: па фиг. 2 — го же в поперечном разрезе.

В муфте, соединяющей возбудитель с турбогсператором и состоящей из двух полумуфт

lп .. .,,пясяжьчшых пя концы валов турбогене ряторя и возбудителя 3 н 4 соотвстствсинО, размещены токоподводы 5, расположенные диаметрально противоположно, служащие для электрического соединения возбудителя с турбогенератором, которые используются в качестве обмотки ротора индукционного датчика тока. При выполнении муфтой функций ротора индукционного датчика тока конструкция муфты должна отвечать двум требованиям:

10 а) токоподводы, являющиеся проводниками обмотки возбуждения индукционного датчика тока, должны располагаться по периферии муфты; б) шины в пазах муфты должны закрепляться клиньями из немагнитного материала. В индукционном датчике тока токоподводы в пазах муфты закреплены немагнитными клиньями 6.

Сердечник статора 7 нашихтовап из листов электротехнической стали и стянут двумя немагнитными фланцами 8, которыс вьшолпяктг также функции элементов корпуса датчика.

Статор индукционного датчика выполнен разъемным по горизонтальной плоскости, что сделано с целью обеспечения доступа к соединительной муфте, необходимого прп монтаже, наладке и профилактических работях пя турбогеператоре и возбудителе.

Разъемный статор и двухполюсная магнитная цепь (два проводника в роторе датчика

30 тока) Опредслплп выООр стяторпой Обмотки

283376 индукционного датчика тока, которая выполнена трехфазной кольцевого типа. Каждая фазаобмотки состооит из и катушек 9, причем - на каждой из разделяемыхчастей статора укладывается двенадцать, катушек, Начала и концы каждой половины фазы (за исключением вывод0в, соедløÿcìûõ в оощvlo нулевую точку и)у Tри машины) выводятся на клеммпик 10, состо??щий из двух разделяемых частей. При собранном статоре соединение частей обмотки N осуществляется с помощью трех перемычек на клеммнике.

Таким образом, при использовании статорной обмотки указанного типа разделение обмотки при раъеме статора осуществляется по междукатушечным соединениям, т. е. по минимальному числу проводников, что повышает надежность индукционного датчика тока. К тому же такая обмотка отличается простотой укладки.

Известно .применение разъемных статоров с целью облегчения их монтажа и транспортировки. В данном случае цель новая — обеспечить доступ к муфте для ее обслуживания.

Отказ от разъемности привел бы к необходимости осевого смещения статора при обслуживании муфты, а значит к необходимости предусмотреть дополнительное место вдоль оси.

При вращении соединительной муфты и при протекании тока по уложенным в ней токопроводам, выполняющим функции обмотки Зо возбуждения индукционного датчика тока, в статорной обмотке датчика на водится э. д. с., пропорциональная этому току.

Предлагаемое размещение индукционного датчика тока ротора может быть рекомендовано для использования и мощных и сверхмощных турбогенераторах с бесщеточным возбуждением, для которых повышение эффективности конструкции и сокращение продольных габаритов является одной из главных задач.

Предмет изобретения

1. Индукционный датчик тока бесщеточной системы возбуждения синхронного генератора, выполненный в виде синхронной машины, обмотка возбуждения которой состоит из двух ветвей, включенных последовательно в цепь токоподводов, идущих от возбудителя, отличающийся тем, что, с целью уменьшения осевых габаритов, обмотка возбуждения выполнена в виде шин, размещенных на цилиндрической поверхности соединительной муфты, связывающей валы генератора и возбудителя и являющейся ротором датчика, и статор расположен вокруг указанной муфты.

2. Индукционный датчик тока по п. 1, отличаюи ийся тем, что статор выполнен с обмоткои кольцевого типа и разъемным по диамет

РУ.

283376 гРиг 2

Составитель В. Ратайко

Техред Л. Богданова

Редактор В. Фельдман

Корректор О. Тюрина

Типография, пр. Сапунова, ?

Заказ 556/3 Изд. № 189 Тираж 755 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 51(-35, Раушская наб., д. 4/5