Крестово-кулисная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
284520
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Goes Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 05.Ч.1969 (№ 1327247/25-27) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 14.Х.1970. Бюллетень № 32
Дата опубликования описания 14.1.1971
Кл, 47с, 4
47с, 8
МПК F 16d 3/04
F 16d 7/04
УДК 621.825.52/8(088.8) Комитет по делам изобретений н открытий при Совете Министров
СССР
Автор изобретения
Н. В. Шмелев
Специальное конструкторское бюро «Мосстрой»
Заявитель
КРЕСТОВО-КУЛИСНАЯ МУФТА
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, например для соединения несоосных валов трансмиссии, что обеспечивает выключение ведомого механизма при возникновении перегрузки.
Известны крестово-кулисные муфты, содержащие две фланцевые полумуфты с диаметральными пазами на их торцах, связанные одна с другой посредством крестовины с взаимно перпендикулярными гребнями, входящими в пазы полумуфт. Известны также пружиннокулачковые предохранительные муфты, предназначенные для автоматического выключения ведомого механизма при его перегрузке.
Однако в известных устройствах крестовокулисная муфта, хотя и соединяет несоосные валы трансмиссии, но не выключает ведомый механизм при возникновении перегрузки, а пружинно-кулачковая муфта выключает механизм при перегрузке, но не может быть применена для соединения несоосных валов трансмиссии.
С целью придания предохранительных свойств предлагаемая крестовина установлена между полумуфтами с возможностью осевого перемещения и прижата к одной из полумуфт пружинами, надетыми на пальцы, уста»овленные в отверстиях промежуточного диска, прижатого к полумуфте с обратной стороны, и проходяшие поверх полумуфты через выполненные в периферийной части фланца крестовины сквозные выемки. продольная ось которых параллельна продольной оси скошенных стенок гребней крестовины, контактирующих с такими же скважинными стенками паза полумуфты.
На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — попе10 речный разрез по А-А; на фиг. 3 — разрез
fi-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — поперечный разрез муфты по В-В. Фланцевые полумуфты 1 и 2 насажены на концы соединяемых несоосных валов 8 и 4. Между полумуфтами, не касаясь валов, установлена крестовина 5, имеющая с обеих сторон взаимно перпендикулярные гребни б и 7, входящие в пазы 8 и 9, выполненные в полумуфтах 1 и 2. Гребни б имеют скошенные боковые стенки 10 и 11 с расчетным углом наклона ао; пазы 8 имеют также скошенные боковые стенки 12 и 18 с тем же углом наклона а .
Боковая стенка 10 гребня б в процессе работы, в зависимости от направления вращения, находится в контакте с боковой стенкой
12 или 18 паза 8.
Крестовина 5 прижимается к полумуфте 1 пружинами 14, надетыми на пальцы 15, прикрепленные к диску 1б, прижатом пружпна30 ми 14 к полумуфте 1 с обратной стороны, 284520
А б и проходящие поверх полумуфты 1 через выемки, выполненные в крестовине 5. Ось этих выемок х — х (фиг. 3 и фиг. 4) параллельна продольной оси скошенных стенок 10 и 11 гребней б. Гребень 7, перпендикулярный гребню 6 и расположенный на противоположной стороне крестовины 5, входит в паз 9, сделанный в полумуфте 2.
Гребень 7 в крестовине 5 и паз 9 в полумуфте 2 выполнены прямоугольными. Между крестовиной 5 и полумуфтой 2 устанавливается зазор, величина которого должна быть больше толщины гребня б.
Работа устройства происходит следующим образом. При передаче допускаемого крутящего момента от вала 8 валу 4, оси которых параллельно смещены друг относительно друга, муфта работает как крестово-кулисная.
В процессе работы крестовина 5, кроме вращательного движения, скользит гребнями б и
7 в ту и другую стороны по пазам 8 и 9 полумуфт 1 и 2. Но как только произойдет перегрузка ведомого механизма, т. е. крутящий момент превзойдет допустимый, муфта срабатывает как пружинно-кулачковая предохранительная. В этот момент крестовина 5 и полумуфта 1, преодолевая силу пружин 14 и скользя скошенными стенками 10 или 11 гребня б соответственно по скошенным стенкам 12 или 18 паза 8, выходят из зацепления. Ведомый вал 4, а с ним и полумуфта 2, крестовина 5 и диск 16 останавливаются, а ведущая полумуфта 1 продолжает вращаться, скользя относительно крестовины 5 и диска 16. При этом крестовина 5 при входе выступа крестовины в паз полумуфты и при выходе пз него перемещается возвратно-поступательно, вызывая характерный стук, который служит сшналом для выключения привода.
Предмет изобретения
1. Крестово-кулисная муфта, содержащая две фланцевые полумуфты с диаметральнымп пазами на их торцах, связанные друг с другом посредством крестовины с взаимно пер15 пендикулярными гребнями, входящими в пазы полумуфт, отлачающаяся тем, что, с целью придания ей предохранительных свойств, крестовина установлена между полумуфтами с возможностью осевого перемещения и под2О пружинена к одной из полумуфт, а на боковых стенках паза этой полумуфты и íà соответствующих гранях входящего в него гребня крестовины выполнены скосы.
2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что
25 крестовина подпружинена к полумуфте с помощью спиральных пружин и пальцев, установленных параллельно осп муфты в выемках, выполненных на периферийной части фланца крестовины, и в отверстиях посаженного на
ЗО с упицу полумуфты промежуточного диска, которым снабжена муфта.
А-А
284520
6 б
А-А фиа 3 б-в
Редактор М. Афанасьева
Заказ 3743/13 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий прп Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Составитель И. Малюга
Техред Л. Я. Левина
Корректоры: А. Николаева и Л. Корогод