Картофелеуборочная машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

М 28714

Клас. k3T0N303 ЮД(ПБОЮ и 530liffTktl5E ю 5 33 во

0 П И С А Н И E ф//,(", gpss/ картофелеуборочной машины.

K авторскому свидетельству В. Э. Эттеля, заявленному 13 февраля

1932 года (спр. о перв. № 103809).

О выдаче авторского свидетельства опубликовано 31 декабря 1932 года.

Изобретение относится к картофелеуборочным машинам с элеватором и грохотами. В предлагаемой машине приспособление для удаления ботвы выполнено в виде укрепленных посредством шарниров на подвижной штанге рычагов, связанных посредством пружины с пластинкой и несущих на шарнирах поддерживаемые пружинами захваты, служащие для вырывания ботвы.

Для разведения упомянутых выше рычагов применены укрепленные подвижно на ша рни ра х, расположениыа под углом и находящиеся под воздействием пружин пластинки и укрепленные на рычагах болты. Для отрывания картофеля от ботвы применены находящиеся под воздействием пружины клещи, взаимодействующие при разжимании с болтами.

Для отгребания ботвы в сторону применены грабли.

На чертеже фиг. 1 изображает общий вид машины сбоку; фиг. 2 — поперечный разрез. той же машины; фиг. 3 — план зигзагообразного жблоба для картофеля; фиг. 4 — двойной плуг с бороной; фиг. 5— продольный разрез прибора для удаления ботвы; фиг. б — поперечный разрез того же прибора; фиг. 7 — часть листа 13 с показанием расположения разъемного !. треугольника; фиг. 8 — планку 31.

На четырехколесном ходу (фиг. 1) помещается на платформе механизм машины, а именно, считая слева направо: прибор для удаления ботвы, двойной. плуг с бороной и элеватор с ковшами для подъема картофеля, а за ними жолобы с грохотами для сортировки картофеля. Все механизмы получают -движение, во время передвижения машины, от заднего ее колеса через зубчатые колеса и цепи Галля. Установленный спереди на платформе 1 прибор для удаленич ботвы (фиг. 5 — б) приводится в движение, посредством цепи Галля, колесом 7, кривошипом б и шатуном 5.

Штанга 4, помещающаяся в направляющем цилиндре 3, попеременно поднимается и опускается. К штанге 4 шарнирами 8 прикреплены рычаги 9, заканчивающиеся захватами 10, тоже на шарнирах. Для того, чтобы захваты обеихчастей клещей, правый и левый> нахсдились в сближении, как показано ифиг. 5, клещи связаны с планкой 2б пружинами 18, а захваты пружинами 19, которые одним концом прикреплены за ввинченные в захваты крючки 21 и другим — за стержень 20а, ввинчиваемый в клещи и поддерживаемый планочкой 20. Каждый захват снабжен отдельной.пружиной 19, как показано на фиг. б, К нижней части платформы 2, прикрепленной к раме 1, привинчен лист котельного железа 12 с подпоркой 37 (фиг. б и 7). На этом листе на шарнирах 13 помещены пластинки 74, состоящие из двух половин, из которых каждая может свободно вращаться на своем болте. В верхней части каждой половины имеется болт 15, проходящий через вырезанное в листе 12 продолговатое отвер стие 36 (фиг. 7), причем на каждый болт нажимает спиральная пружина 35, прикрепленная к листу с обратной стороны, вследствие чего обе верхние части треугольника держатся в сближении. Отверстие в листе такого размера, чтобы внутренняя сторона обеих половинок треугольника могла образовать с параллельными стенками проход, как -показано на фиг.. 7 пунктиром, но отворачиваться больше в сторону они не могут. На листе 12, тоже на свободных болтах, насажена еще пара клещей 17, нижние концы которых помещаются ниже захватов 10, Они стремятся быть в сближении с небольшим зазором силой пружины 30, из которых каждая одним концом связана с отогнутым верхним концом клещей ll и другим концом . с ушком в листе 72.

К куску трубы 38, надетому на болт, прикрепленный наглухо к листу 12, приделан рычаг 27, загнутый под прямым углом, верхний конец которого. шарнирно связан с планкой 28 и рычагом 29, прикрепленным к штанге 4. К рычагу 27 шарнирно прикреплена ручка грабель 23.

Левый конец грабель снабжен роликом 23а (фиг. 6). К листу 12 прикреплена планка 31, заканчивающаяся внизу загнутым концом, к которому приделана сегментообразная железка 32 (фиг. 5).

На болте 22, на нижнем конце планки 26,, свободно насажен прут 24 с грузом 33. Когда штанга 4 поднята, болты 17 находятся над тр угольником. При опускании болты 17 встречают замкнутый треугольник, скользят по наружной стороне его, и клещи широко раскрываются. Так же раскрываются и клещи 71, так как болты 17, раздвигаясь, нааимают на внутренние стороны клещей 11. Когда болты 17 переходят наружную сторону треугольника, клещи 9 силой пружин 78, а клещи 11 силой пружины 30 быстро сближаются. При этом клещи 9 схватывают разбросанную ботву и зажимают ее выступами одних захватов, входящих в углубление противоположных захватов.

Когда штанга 4 начийает подниматься, болты 17 проходят через внутреннюю часть половинок треугольника, которые дальше параллельного положения отворачиваться не могут, держат клещи 9 в зажатом вице и последние вырывают ботву с корнем. Картофель, приставший к корням, задерживается концами вторых клещей 77, которые не поднимаются и в свой зазор в 10 — 15 мм пропускают ботву, но задерживают и отделяют от корней картофель. При обратном ходе клещей 9 вниз они снова раскрываются и ботва выпадает. Штанга 4 при подъеме

" клещей 9, посредством рычага 29 и планки 28 оттягивает короткое плечо рычага 27, как показано на фиг. 5пунктиром, и грабли 23 отбрасывают ботву в сторону, причем ролик -23а наскакивает на сегментообразную железку 32 и поднимает при проходе прут 24. При обратном ходе грабель ролик 23а пойдет .уже над прутом 24, как показано стрелкой (фиг,5), и грабли пойдут не по земле, а над нею и только в конце своего хода снова спадут на землю. Количество за- хватов не ограничивается пятью, пока-занными на чертеже. Число их может быть увеличено или уменьшено, в зависимости от числа оборотов зубчатого колеса 7. Вообще, общая ширина захватов должна соответствовать ходу картофелекопателя, и ширина грабель должна быть не меньше общей ширины всех захватов.

Двойной плуг 3 (фиг. 1 и 4) захватывает борозду с двух сторон, а борона 4 (фиг. 1 и 4) разрыл ляет ее и измельчает комья земли, в особенности, когда земля влажная. Плуг и борона привинчены к штанге 5 (фиг. 1), проходящей через направляющую 6 и станину 7 и заканчивающуюся зубчатой рейкой, проходящей через станину 7 и сцепленной зубчатым колесом 8 на валике с рычагом и грузом 9. При поворачивании этогю рычага в направлении против хода часовой стрелки поднимается плуг и борона.

Элеватор состоит из двух держатеI лей 14 (фиг. 1 и 2), скрепленных между собой болтами 15 (фиг. 2). В подшип никах, в верхней и H:ëæíåé части держателей, помещены короткие валы 21, а в подшипниках посредине (между средней и нижней частью) держателей помещается вал 18. На нижний вал 21 с наружной стороны каждого держателя насажены два зубчатых колеса 16а, bio одному колесу с каждой стороны, а на верхний- вал 21 насажены такие же зубчатые колеса 76б, при чем верхние и нижние колеса охвачены цепями Галля 17.

Кроме того, на нижнем валу 21 имеются снаружи колеса 16а еще два зубчатых колеса 24, тоже по одному с каждой стороны, охваченные цепями Галля с зубчатым колесом 23, насаженными по одному с каждой стороны элеватора на вал 18.

К цепям Галля 17 шарнирно прикреплены ковши 31, ширина которых.равна ширине борозды. Ковши распределены по всей длине цепи, но на чертеже для ясности показаны только четыре вверху и четыре внизу (фиг. 1 и 2).

Ковши — из листового железа, кроме стороны, вкапывающейся B землю, которая составлена из стальных прутьев вроде вилы. Концы этих прутьев во избежание повреждения картофеля снабжены шариками 32 (фиг. 2), так, что часть достаточно разрыхленной бороной земли сейчас же высыпается через щели между прутьями, а остальная часть земли поднимается ковшами вместе с картофелем. Для того, чтобы земля с ковшей не попадала в цепи и вообще в элеватор, стенка ковша, прилегающая к цепям, сделана более длинной, что видно на чертеже.

На оси 106, прикрепленной к нижней части рамы 1, помещены задние ходовые

:колеса 70а машины, которые во избежание буксования снабжены, как колеса трактора, косыми лопатками, на чертеже не показанными. На ступицу 17а, показанную пунктиром, насажена шестерня 11б

:(фиг. 2).

В подшипниках, прекрепленных к платформе 2, позади оси задних колес помещается трансмиссионный вал 13, на .крайний конец которого насажена ше.стерня 12, сцепленная с шестерней 11б.

:На вал 13 надеты свободно две планки 19, по,одной с каждой стороны эле,ватора, из которых каждая снабжена лрейцкопфом 28. В этих крейцкопфах помещаются концы вала 18. Планки 19 заканчиваются зубчатыми рейками 20.

На этом же валу 13 находятся два зубчатых колеса (показаны пунктиром), охваченные цепями Галля 36, с находя щимися против них колесами 25, насаженными тойе на вал 18. Кроме того, на вал 73 насажено еще одно зубчатое колесо, показанное пунктиром, приводящее через цепи Галля 33 в движение колесо 7 прибора для уделения ботвы.

Крейцкопф 28, помещающийся в радиаль. ном выеме станины 27, прикрепленный к платформе 2, вместе с планкой 19 может подниматься и опускаться в станине 27 по радиусу от центра вала 73 (фиг. 1). В станинах 27 проходит валик 18б (фиг. 1 и 2), на который с обеих сторон элеватора насажены шестеренки 29, сцепленные с рейками 20. Левый конец валика 18б снабжен стержнем . с грузом 30. При повороте этого груза по ходу часовой стрелки зубчатые колеса поднимают вверх рейку 20 и планки 19 посредством своих крейцкопфов, скользящих в выемах станины 27, поднимают вал 18 и вместе с ним и элеватор. Так ка к расстояние между центром вала 13 и центром вала 18 не изменяется, то цепи Галля 26 подъему и спуску элеватора не препятствуют, и во время перевозки машины элеватор может быть поднят.

° На вертикально" раме 34 (фиг. 1) закреплен шкив 35 с валиком и кривошипом 37. На конце валика шкив 35 охвачен ремнем 36 со шкивом на трансмиссионном валу 13.

Верхний жолоб 44а (фиг. 1) с большим ковшом - приемником 43и нижний жолоб 446 скреплены между собой вертикальными планками 40 и висят на подвесках 42а и 426. К задней паре вертикальных планок ° 40 .прикреплена поперечная планка 71, связанная посредством шатуна 38 с кривошипом 37 так, что при действии шкива 35 оба жолоба приходят в возвратно поступательное движение. Как в верхнем, так и в нижнем жолобе стенки двойные — наружные пря мые, из дерева или листового железа, а внутренние зигзагообразные (фиг. 3) из проволочной сетки с отверстиями не более 15 мм. Дно зигзагообразных жо лобов тсже сетчатое, треугольные же au =

1 пространства между ними и их оболочкой снизу открыты. B нижней жолобе 446 посредине имеется решетка 47, показанная на фиг. 1 пунктиром, из листового железа с круглыми дырами, могущими пропускать мелкий картофель. Крупный картофелы выходит через выход 48, а мелкий через выход 49. К этим выходам в приемнике 50 и 51 (фиг. 2) подвешивают мешки отдельно для каждого сорта.

Предмет изобретения.

1. Картофелеуборочная машина с элеватором и грохотами, отличающаяся тем, что приспособление для удаления ботвы выполнено в виде укрепленных посредством.шарниров 8 на подвижной штанге 4 рычагов 9, связанных посредством пружины 78 с пластинкой.26 и несущих на шарнирах поддерживаемые пружинами 19 захваты 10, служащие для вырывания ботвы.

2. Машина по и. 1, отличающаяся тем, что для разведения рычагов 9 применены укрепленные подвижно на шарнирах 73, расположенные под углом и находящиеся под воздействием пружин 35, пластинки 14 и укрепленные на рычагах 9 болты 17.

3. Машина по и. и. 1 и 2, отличающаяся тем, что для открывания картофеля от ботвы применены находящиеся под воздействием пружин 30 клещи 17, взаимодействующие при разжимании с болтами 17.

4. В машине по и. и. l — 3 применение грабель 23, предназначенных для отгребания ботвы в сторону.