Противозадирная, металлоплакирующая и антифрикционная присадка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
2882I2
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Солта Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства М—
Заявлено 21.Х11.1968 (№ 1291078 23-4) с присоеди нениевт заявки Хь—
Приоритет—
Опублыковано ОЗ.XII.1970. Бюллетень М 36
Дата опубликования описания 18.11.1971
Кл. 23с, 1,01
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
МПК С 10m 11/24
УДК 621.892.8(088.8) Авторы изобретения
В. Г. Шимановский и T. К. Шапошникова
Заявитель
П РОТИ ВОЗАДИ РНАЯ, МЕТАЛЛ О ПЛАКИ РУЮЩАЯ
И АНТИФРИКЦИОННАЯ ПРИСАДКА
Известно применение порошков олова, свинца, цинка или их сплавов, введенных в смазки, в качестве металлоплакирующих и антифрикционных материалов.
Введение в консистентные смазки наполнителей в виде порошков металлов приводит к фрикционному плакированию поверхностей трения. Плакирующий слой мягкого металл» обуславливает повышение противозадирных, противоизносных и антифрикционных свойстз узлов трения. Однако эти смазки не могут применяться в узлах трения качения, а могут применяться только в таких узлах трения скольжения, зазоры в которых больше, чем максимальный размер гранул порошка.
В качестве противозадирной, металлоплакирующей и антифрикционной присадки предложено применять уксуснокислый или щавелевокислый кадмий. Эти присадки растворимы в масле, а при трении разлагаются с выделением металла, образующего на поверхности трения плакирующий слой. Например, уксуснокислый кадмий — Сй(СНаСОО) z 2НвО— разлагается при 255 С.
Испытания указанных присадок проводились на машине трения типа Амслер (МИ-1).
Условия при этом были следующие: скорость скольжения 0,4 м/сек; образцы из стали
ЗОХГСА твердостью HRC 50: 55; верхний неподвижный образец размером Зх15 мм, нижний вращающийся образец-цилиндр диаметром 40 мм.
Испытания на противозадирную стойкость и антифрпкционность проводились по обычной м ет од и ке.
1О В качестве базового масла было использовано масло МС-20. Было испытано масло
МС-20 без присадок, масло МС-20 с Зф> щавелевокислого кадмия и масло МС-20 с 10",Уп уксуснокислого кадмия, 15
Перед испытанием образцы прнрабатывались при нагрузке 30 кг в масле МС-20. Затем производилась приработка в испытуемом масле с одним из названных металлоорганических веществ. Присадку вводят в подогретое до 90 С масло. Эксперимент при каждой нагрузке длился одно и то же стандартное время — 1 мин. После достижения нагрузки заедания образцы снимались с машины трения, тщательно промывались в бензине и подверга25 лись спектральному анализу.
Спектральный анализ поверхностей трения показал, что в материале плакирующей пленки содержится кадмий.
288212
ООВ
0,0бО042
002;
50 100 V0 200 250 300 Л50 W00 450 500
Руб JY2Ã6" М
Составитель Л. Иванова Редактор И Старостина 1 еред А. А. 1(амышннкова Корректор H. Л. Бронск:ы
Заказ О/4! Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ 1(омитета flo делам изобретений н открытий при Совете Л!ииистров СССР
Москва, Ж-ЗЗ, Раушская наб., д. 4/8
Тип. Харьк. фил. пред «Патент»
На чертеже представлен график результатов испытаний, где 1 — кривая масла МС-20 без присадки; 2 — кривая масла МС-20 с 3 „ щавелевокислого кадмия или 10в в уксуснокислого кадмия.
Результаты испытаний показывают, что уксуснокислый или щавелевокислый кадмий улучшает антифрикционные и противозадирные свойства базового масла.
Предмет изобретения
Применение уксуснокислого или щавелевокислого кадмия в качестве противозадирной, металлоплакирующей и антифрикционной присадки к смазочным материалам.