Способ определения азимута маятникового трехстепенного гирокомпаса

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

O П И С А Н И Е 28832l

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 14 т?11.1969 (№ 1347888/18-10) Кл. 42с, 35 01 с присоединением заявки ¹

Приоритет

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Мииистров

СССР

МПК G 01с 19/30

УДК 531.383(088.8) Оп;блпковано 03.ХII.1970. Бюллетень ¹ 36

Дата опубликования описания 29.1.1971

Авторы изобретения

А. Ю. Дмитриев и А. И. Мирошниченко

Завод «Арсенал» им. В. И. Ленина

Заявитель

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЗИМУТА МАЯТНИКОВОГО

ТРЕХСТЕПЕН НОГО ГИРОКОМПАСА а?

<и х а1

u3 211

Н. О.

) Я 7

mgl а,= (g? — К) з+ — =A-

Изобретение относится к способам определения азимута маятникового трехстепенного гирокомпаса.

Известные способы определения азимута маятникового трехстепенного гирокомпаса путем согласования чувствительного элемента с корпусом прибора обладают большим временем преобразования информации.

Предлагаемый способ определения азимута маятникового трехстепенного гирокомпаса не имеет этого недостатка и отличается от известных тем, что измеряют длительность импульсов управляющего момента в режиме установившихся незатухающих колебаний чувствительного элемента около согласованного 15 положения и по соотношению длительностей импульсов управляющего момента противоположного знака судят об азимуте гирокомпаса.

На чертеже представлены фазовая диаграмма управляющего движения чувствительного 20 элемента маятникового трехстепенного гирокомпаса и соответствующий график изменения во времени момента, накладываемого на чувствительный элемент, поясняющие предлагаемый способ определения азимута маятниково- 25 го трехстепенного гирокомпаса.

Уравнение фазовых траекторий в параметрической записи имеет вид где а1 — угол поворота чувствительного элемента в азимуте относительно следящего корпуса;

Л вЂ” кинетический момент гиромотора; и — угловая скорость вращения Земли;

m — масса чувствительного элемента; д — ускорение силы тяжести; — расстояние от точки подвеса до центра тяжести чувствительного элемента;

K=+ 0 — ао, С

0= —; а, С> и Се — произвольные постоянные, зависящие от начальных условий; ао — угол поворота следящего корпуса в азимуте, отсчитываемый от плоскости истинного меридиана.

288321

В соответствии с выражением (1) уравнения фазовых траекторий линий переключений

0 0 и 0"0 следующие: (а,+О+я)*+(— ) =(@+>) (z, — О+ ) + " = (— H+ л,) .

Движение чувствительного элемента из произвольной точки М фазовой плоскости происходит в соответствии с уравнением (1) фазовых траекторий до пересечения с линией переключения в точке 0.

В точке D вычислительное устройство, имея информацию о движении чувствительного элемента, изменит знак управления, которое служит для получения максимального быстродействия согласования чувствительного элемента со следящим корпусом релейным и изменяется по закону, U= С. sign (С,з(п ((î/+С ) ), где j Uj (C, и чувствительный элемент по линии переключения приходит в согласованное со следящим корпусом положение. Предполагается, что начальные условия движения чувствительного элемента таковы, что приход чувствительного элемента в согласованное со следящим корпусом положение осуществляется с одним переключением.

Если имеется некоторая зона нечувствительности по фазовой координате и>, то движение чувствительного элемента на фазовой плоскости происходит в соответствии с фазовой диаграммой, изображенной толстыми линиями.

По линии переключения, например 0 1, чувствительный элемент приходит на границу зоны нечувствительности в идеальном случае в точку I, в пределах зоны нечувствительности происходит неуправляемое свободное дви кение чувствительного элемента.

При выходе чувствительного элемента из зоны нечувствительности управляющее воздействие снова возвращает его в эту зону, после чего происходит свободное движение чувствительного элемента.

Таким образом устанавливается режим движения чувствительного элемента по замкнутому циклу 1 — 2 — 8 4 1 на фазовой плоскости.

Импульсы управляющего воздействия, соответствующие движению по участкам 2 — 3 и

4 — 1 фазовой траектории имеют различную длительность и, сравнивая промежутки времени 2 — 8 и 4 — 1, получают информацию о местонахождении истинного меридиана по отношению к следящему корпусу. Для получения азимута следящего корпуса умножают полученную разность на постоянную прибора

20 со (э) H

61:à где л — ширина зоны нечувствительности.

Для реализации предлагаемого способа могут применяться электромагнитные датчики момента, пневматические, использующие у.пругие элементы, и др.

Предмет изобретения

Зо

Способ определения азимута маятникового трехстепенного гирокомпаса путем согласования чувствительного элемента с помощью управляющего момента с корпусом прибора, отличающийся тем, что, с целью сокращения времени преобразования информации, измеряют длительность импульсов управляющего момента в режиме установившихся незатухающих колебаний чувствительного элемента око40 ло согласованного положения и по соотношению длительностей импульсов управляющего момента противоположного знака судят оо азимуте гирокомпаса.

288321 з +

Составитель Т. Левенкова

Тсхред Л. Я. Левина

Редактор Т. Иванова

Корректор А. П. Васильева

Типография, пр. Сапунова, 2

Изд. ¹ 26 Заказ 1777 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий прп Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4 5