Всесоюзная п°т!^;.:г;^п,тгу:.'сг^рп'.глп•"• '' -• '• b- .:uii'l .и^-пллбиелмотенав. с. дятлов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
289438
ОП И САНИ Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства ¹
МП1 G 09Ь 19) 00
Заявлено 13.11.1969 (№ 1311137/18-24) УДК 681.3.071(088.8) с присоединением заявки №
Приоритет
Комитет ло делам изабретеиий и открытий ори Совете вйииистров
СССР
Опубликовано 08.Х11.1970. Бюллетень ¹ 1 за 1971
Дата опубликования описания 28.1.1971
Автор изобретения
l3. G. Дятлов
Заявитель
ОБУЧАЮ1ЦАЯ МАШИНА
Изобретение относится к области программированного обучения.
Известны обучающие машины для программированного обучения, содер>кащие программоиоситель (например, киноленту), лентопротяжпьш механизм покадровой транспортировки киноленты, проекционную систему, блок анализа ответов и блок оценки результатов обучения.
Известные обучающие машины с целью адаптации (текущего приспособления метода изложения учебного материала к уровню подготовки конкретного учащегося) содержат разветвленную программу обучения, информационные кадры которой расположены последовательно по длине киноленты в олин ряд, а процесс адаптации заключается в автоматизации выоора необходимого кадра для проекции его на экран учащемуся.
Существенный недостаток таких маш!и! заключается в повышенных требованиях к быстродействию лентопротяжного механизма и сложности схемного построения блока оценки результатов обучения.
С целью устранения указанных недостатков предлагается обучающая машина, отличающаяся от известных тем, что с целью упрощения и улучшения условий работы устройства программы различной степени c70»«IocT» расположены иа носителе параллельно по его ширине, прОекциопняя система снао>кепя i 3,70ì подфокусировки и содержит механизм пошагового поперечного перемещения, вход блока оценки. выполненного в виде двух счетчиков, соединен с блоком анализа ответоз, а выход— с механизмом поперечного перемещения.
Нa !epTeже пОкязяня предложLнHая машина.
Она содержит носитель 1 согокупности од10 нотппных программ 2,,>, 4... ряз,7. 1чно1! сложности. Число однотипных программ может
6 IT b 7 10 0 bI . I II з а в и си >! 0 с т; 0 T 11 0 11 I P e т и ь! х 3 словий (требований обучения и разрешающей способности киноленты). Программы рясполо15 жены параллельно по ширине носителя. Проекционная система 5 (OcBcTIITQль, объектив, зеркало, экран) установлена с возможностью поперечного (относительно носителя) перемещения. Поперечное перемещение осуществля20 ется шаговым микродвигaTC7e» 6, мех11н .вски связанным с несущим основанием проекционной системы, с шагом. равным поперечному межкадровому расстоянию. Механизз! поперечного пошагового перемещен!!я может быть
25 любым и зависит от конструкц!ш обуча1ан1е1! машины.
Для уменьшения размеров экрана ось проекции преломлена с помощью зеркала проекционной системы. Последнеc обс гоятельство
30 требует введения узла подфокусировки, цель
289438
55 которого заключается в незначительном смещении объектива вдоль оси проекции пропорционально поперечному перемсщеншо системы проекции.
Этот узел мо>кет быть реализован рязлнчНЫМ ООРЯЗОМ (НЯПРИМСР, ООЪСК7ИВ МОЖС1 Содержать поводок, введенный в крнволинейшяй паз корпуса машины) и на принцип работы обучающей мс7шнны не влияет. Вход эл(ктросхемы 7 реверсивного управления шаговым двигателем связан с !3ь!ходом счетчиков ч;Icла правильных 8и и неправильных 8б ответов.
В случае получения сигнала с выхода счетчика 8а ротор двигателя поворачивается ня îjilll угловой шаг по часоьой стрелке, и проскц11энная система соответственно смещается ня один шаг вправо, а в случае получения сигнала от счетчика 80 смещение про;!сходит 1а один 11131 влево и осуществляется переход от одной однотипной программы к другой. В блоке оценки могут быпть испо.льзовяны:нобыс известные счетчики, например электронный триггерный двоичный счетчик. В процес" е прохождения учащимся программы ня вход
К а жДОI-О СЧ ЕТси1КЯ J!OCTO 11 110 J Joe!, ill! 10 Н .;1пульсы от блока анализа ответов 9, и в слу-tae заполнения какого-либо счетчика очередной импульс вызывает его переполнение, автоматически очищает его (сбрасывает на пуль) и вызывает импульс на е"o выходе.
Пр1! работе по какой-либо из 07IIOTJtп:1ы. программ кинолента псрсдвш астся ио дл:!Пе 1CII! 0ktPOT5t5KktJ>t11 МЕХс1ННЗХ!0!с! ООЫЧНЫ>! Д,IЯ широкоизвестных обучающих машин способом, Обучаемому проектируется материал с одной из однотипных программ. Учебный материал в силу разли шого склада мышления у различных учащ!гхся нсобходичо распределить так, чтобы для учащегося с развитым абстрактным мышлением изложение было более абстрактно, насыщено четкими формулиРОВКЯМИ ЗЯ КОНОВ, фОР МУЛ Я МИ, TeOPei>! ЯМ!1, с! Ртежачи и т. п. и, наоборот, для учащи. ся с более разви7Ы3! конкретным мышлением изло5кент!e должно 0!7k!pa7ься "!3 факти !ссенй 312тернал (рисунки, схемы, графики и т. II.) ..
Только в этом случае можно достигнуть наиболее полного понимания и усвос!ия, Д.751 более способных учащихся целесообразно давать ряд дополнительных свсдсши с рясчстм! примерно на одинаковое время усвоения основного материала с более слабымп учащим;tся. Например, при трех однотипнь!х нро paìмах, первая программа составляется с расчетом на сильного учащегося, вторая — пя среднего и третья — на слабого. При itic;te ро5
35 грамм больше трех состав.1яются нрогра;!мы н(30мсжуточной 1р с (ItocTH. Поско;!ькc В;с llpoграммы однотшшы, T. е, по одному ll тому жс учебному предмету, работу на м ilU:tíñ можно начинать по любой программе.
Критсрисз! трудности дя !ной программы для дян1!Ого учяще! Ос5! будет повышенное чпс.10 ПСВСpllblh OТIÇCTOB ПЯ 1(0!ITpo;IbllbIC Do!. pOCbl.
1>,70К сНIЯ 71iза ОТВЕТОВ СОЕД11НЕН CO В. ОДB 31I °
COO! ВСТСТВУIОЩНХ С IС 1 Н(013, Кс7ж.1,Ы1! СМКОС! ЬЮ ня заданное число единиц. Прн перс.-олнснии сче."!нка с:!гнал псрспол11сния поступает на
СВЯЗ31111blй С ЭТ113! C !СТЧИК031 Х!ЕХсl11J!3.,1;1С130! О или правого сдвиги проекц!1оннoй c!стечы, J(OT 0 P 2 5I С Д В И Г Я С Т С Я Н 2 0 Д Н ill Я 1, Н С Р С Х ОД 51 и 3 более трудную илн более легкую,1рограмму.
После перс!!о lilсния счет". JBJ (33!ÿ п, Jeci :.
olJ3стошается и снова начиняет 1!акяпливять сигналы. Предельная емкость счет.:!Кя oilpeДС !5IPT Г1МOIIIIA Н(3СДЫСТО(3ИН, llo КОТО(Зон Ollрсдсляется необходимость овсршсния переходя iia другую про; рамму. (:мкociai счетчиков
:iiOt C i ubITt> р;!ЗЛИс1 ив!:>1И. Тя К, CC.7 tl >, C 1 сяи ОП!!7 » емкость счет !Пка правильны.; ответов . сншей, чсм емкость счсгчика нснрявилы(ых отВетов, Тп адаптацис! бу.,!ет с тенденьнсй «:1одТВ. I(0J3aIIJI5!>> У !BIT(el oc51 ila Оолсe
П(30ГP cl J(!.it (. EC IH Усl а ILtkt IC57 Gi i;I li !! C!1 3!011 сложной программе, то сдвиг далее:!с iipo::1зводится, механизм сдвига остается ня «упоре», если у !ащнйся был на самой легкой программе, то сди1г далее также не роизво Li;Tcs!, ме. .3lllJ3м ОСТЯСТСЯ II;l 3110pС JJ МОЖС7 ОЬ1ТЬ Дян сип1ял преподавателю. Число сдвнгоз и -1исло и входов на «упор» может быть подсчитано для дополни7ельного анализа cпособностей
5 Ч BI!let 0 CJI.
Предмет изобретения
Об> i!Яlощая Jilац!Пна, С01epkl(L!131351 I!OCI!Te.ai>
СОВОК \ illtOCТИ ОД!10Тс1 ННЫХ llP0.-P 13! 3I J!ЯЗЛНЧ ной степе!и сложпос!н, например киноленту с лентопротяжным механизмом, проекционную систему, блок оценки результатов:! олок Bi!3" лиза ответов, от>!ис!аюи;ас!ся тем, что, с целью упрощен!я и улучше;ия услов;и работы устр o i J c T J3 а, н 17 0 г р 2 м !(1 ы р 3 3. н ч н О и с т с н (. н н с;1 О жност рясполо5кены па нос:!теле параллсльно
ПО CI O ILIllp t!Te, Г(30СКI!ионная с:ICT(J313 C!iaoженя узлом подфокуснровки и содержит механизм 11ошагового юперсчного персмсще:ия, вход блока оценки, выполненного в зиле двух
CiIeТЧИ1 ОВ, СОСДlllleи С ОЛ ОКОМ с! .13 7 IЗ сl ОТВС !
0i3, 3 13Ы. ОД вЂ” С !Сх itl;la>Joм !Онсpe 1!ОГO .ieр смещен и я.
289438
-4 Я ь —.
,))
3 Г 1:..Г
3 — П
)
Составитель Л. Скобелева
К.))1рс.;тор T. А, Уманец
Реактор Л. А. Утехина
Изл. X 14 Заказ 4033 9 Тирана 430 По ти) i i с ) ос
ЦН1!11П11 1(омптста по делам) изоарстсиий и открыти., при Совете Мии.,ст!ив ССС! . !оск-".а) jIi-35, Раушскяи .::".б ) д. - ..3
Тииотрайия, пр. Саит нсвз, 2