Комбинированная опора вала

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

290I32

Союз Саветекив

Социзлиетичеекив

Реапуалик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 30.XII.1968 (№ 1292824/25-27) с присоединением заявки №

Приоритет

МПК F 16c 21/00

Комитет аа аелзм изобретений к открытий ари Совете вткниетров

СССР

Опубликовано 22.XII.1970. Бюллетень М 2 за 1971

Дата опубликования описания 11.II.1971

УДК 621.822.1(088.8) Авторы изобретения A. И. Беловодченко, В, Л. Вольфензон, Ю. A. Семенов и А. Б. Шкбльнйк

Заявитель

КОМБИНИРОВАННАЯ 0IIOPA ВАЛА

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкции комбинированной опоры вала, включающей гидродинамичеокий подшипник скольжения и,разгрузочное устройство, обеспечивающее безаварийную работу подшипника при его пуске и останове. ,Гидродинамические подшипники скольжения в периоды пуска и останова работают с повышенным коэффициенгом трения и поэтому для уменьшения трения и износа опорных поверхностей трущихся пар подбирают для них такие материалы и смазки, которые характеризуются наименьшими потерями на трение и возможно низким коэффициентом трения. Иногда уменьшают трение и износ трущихся пар при пуске и останове .специальными мерами, как то: подачей рабочей среды под давлением, подачей летучей жидкости (преимущественно для газовых подшипников), а также уменьшением нагрузки при пуске и останове механическими или иными средствами.

Известна комбинированная опора вала, содержащая гидродинамический подшипник скольжения и,разгрузочное устройство, вь;полненное в виде зафиксированного в корпусе и установленного на валу разъемного конического подшипника качения, внутреннее кольцо кото рого связано с центробежным регулятором. В лериоды пуска и останова в такой опоре работает подшипник .качения, а подшипник скольжения разгрухген. Центрооежный,регулятор производит включение или

5 выключение подшипника качения в зависимости от угловой скорости вала. Однако эта конструкция сложна в эксплуатации, не исключает возмо кности повреждения подшипника качения при его включении и выключе10 нии v. повреждения, подшипника скольжения при постоянной скорости вращения из-за не,поладок в системе подачи смазки, а также требует специальной настройки для того, чтобы подшипник качения включался, когда под15 шипник сколыкения еще не перешел на режим сухого трения, и выключался лишь после установления в последнем режима жидкостного трения.

Предлагаемая конструкция комбинирован20 ной опоры вала проста в эксплуатации и обеспечивает автоматическую разгрузку гидродинамического подшипника в периоды пуска и останова и во время работы в зависимости от величины давления рабочей среды в его кли25 новых зазорах, обусловливающей работу подшипника в режиме жидкостного трения. Для этого разгрузочное устройство выполнено в виде равномерно, расположенных по поверхности вала роликов с осями, параллельными оси

30 лала, установленныh на подпружиненных што290!32

Составитель Г. Козлов

Редактор Н. Г. Михайлова Техред А. А. Камышникова Корректор А. П. Васильева

Заказ 166/13 Тираж 480 Подписное

1ЯНИИПИ Комитета по делам изобрстений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, 1К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 ках, смонтированных в корпусе с возможностью, радиального перемещения и связанных с сильфонами. Сильфоны одним торцом упи,раются в корпус опоры и соединены с клиновыми зазорами гидродинамического подшипника.

По мере увеличения угловой скорости вала в клиновых зазорах,гидродинамического подшипника образуются масляные клинья, давление несущего слоя смазки повышается и отжимает поддерживающие ролики от вала.

При уменьшении давления несущего слоя поддерживающие .ролики поджимаются к,поверхности вала.

На чертеже схематически изображена описываемая опора в продольном разрезе.

Многоклиновый гидродинамический подшипник 1 скольжения посредством трубопроводов 2 соединен с сильфонами 3, которые одним концом закреплены в корпусе 4. Внутри сильфонов проходят подпружиненные пружинами 5,што1ои б, имеющие возможность перемещаться в радиальном относительно вала 7 напра влении. Один конец штоков б соединен со свободным торцом сильфонов 8, а на другом конце на осях 8, параллельных оси вала 7, размещены поддерживающие ролики 9.

При вращении вала 7 ролики 9 в начальный,период контактируют с его опорной поверхностью, поддерживая вал во взвешенном состоянии, исключающем контакт вала с рабочими поверхностями гидродинамического подшипника.

С увеличением скорости вращения вала 7 в клиновых зазорах .подшипника 1 образуются смазочные клинья, и давление несущего слоя смазки повышается.

Повышение давления в смазочном слое и соединенных с клиновыми зазорами сильфо5 нах 8 заставляет последние деформироваться и, воздействуя на штоки б, отводить соединенные со штоками б поддерживающие |ролики 9 от вала 7. После этого подшипник скольжения 1 включается в работу.

10 С уменьшением скорости вращения вала давление несущего слоя понижается, и ролики 9 пружинами 5 поджимаются к валу 7, предотвращая тем самым контакт опорных поверхностей вала и подшипника даже при

15 внезапно vI падении давления в питающей сети.

П р едме т изобретения

Комбинированная опора вала, содержащая

20 установленные в корпусе многоклиновый гидродинамическ ий подшипник скольжения и разгрузочное устройство, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения автоматической разгрузки гидродинамического подшипника в пе25 риоды его пуска и останова в зависимости от величины давления несущего слоя, улучшения условий эксплуатации и повышения надежности, разгрузочное устройство выполнено в,виде равномерно расположенных по поверхно30 сти вала роликов с осями, установленных на подпружиненных штоках, смонтированных в корпусе с возможностью .радиального перемещения и связанных с упирающимися в корпус ,сильфонами, полости которых гидравличеоки

35 соединены с полостями соогветствующих:клиновых зазоров гидродинамического,подшипн,ика.