Способ нарезания конических колес с криволинейными зубьями

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВ

290801

Союз Советских

Социалистических

Респтолнн

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 03. т11!.1969 (№ 1346869 25-8) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 06.1.1971. Бюллетень j¹ 3

Дата опубликования описания 6.IV.1971

МПК, В 23f 9/00

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Ыинистров

СССР

УД К 621.941.237:621.833. .23 (088.8) Авторы изобретения

Е. Г. Росливкер и В. И. Короткин

Заявитель Ростовский-на-Дону институт сельскохозяйственного машиностроения

СПОСОБ НАРЕЗАНИЯ КОНИЧЕСКИХ КОЛЕС

С КРИВОЛИНЕЙНЫМИ ЗУБЪЯМИ

Известны способы регулирования зоны контакта путем изменения кривизны линии зуба за счет изменения передаточного отношения обкатки и использования специальных механизмов, искривляющих траекторию движения инструментов.

При реализации известных способов получения продольного отвода поверхностей криволинейных зубьев в конических парах применяется усложненный режущий инстру.мент с увеличенной номенклатурой, что нецелесообразно в условиях серийного и индивидуального производств. Особенно это характерно для тех случаев, когда величину продольного отвода зубьев требуется регулировать в соответствии с теми или иными условиями эксплуатации передачи. Предлагаемый способ позволяет нарезать конические колеса с криволинейными зубьями, имеющими продольный отвод поверхностей, простым инструментом при его сравнительно небольшой номенклатуре.

С этой целью заготовку устанавливают со смещением вдоль оси производящего инструментального колеса и вдоль собственной осп на величины, определяемые соотношением сторон треугольника, образованного осью и общей образующей расчетного начального конуса и линий постоянного давления инструмента, с соответствующим смещением оси враще ния инструмента влоль общей образующей производящего инструментального колеса, и рассчитанным изменением отношения угловых скоростей заготовки и производящего колеса.

На фиг. 1 показана схема нарезания конической пары с криволинейными понижающимися зубьями, имеющими продольный отвод поверхностей и увеличивающийся к узкому торцу угол зацепления; на фиг. 2 — схема и;.резания конической пары с криволинейными

10 понижающимися зубьями, имеющими продольный отвод поверхностей и увеличивающийся к широкому торцу угол зацепления; на фиг. 3— схема нарезанпя конической пары с криволинейными равновысокими зубьями, имеющими

15 продольный отвод поверхностей и увеличивающийся к узкому торцу угол зацепления; aIa фиг. 4 — схема нарезания конической пары с криволинейными равновысокими зубьями, имеющими продольный отвод поверхностей и

20 увеличивающийся и широкому торцу угол зацепления.

На зубьях колес I и 11, имеющих общую образующую OP начального конуса, выбирают произвольное сече;ше ВВ, в точке Р которого

25 желательно иметь центр будущего локализованного пятна контакта в зацеплении. Образующие делптельных конусов при нарезанип колес 1 и 11 направляют соответственно под некоторыми углами р1 и Р. в ту или иную сто30 рону от общей образуюц1ей. Этп образующие

290801 пересекаются с осями колес I и 11 в точках а и в.

Через точки а и в проводят линии, перпендикулярные соответствующим линиям ножек зубьев, так, что точка О их встречи будет лежать на образующей OP. Линии аО и вО представляют собой оси производящих колес при нарезании колес 1 и П рассматриваемой пары.

Точка О встречи осей производящих, колес смещена по отношению к точке О пересечения осей нарезаемых колес. Это вызывает необходимость в изменении наладки станка по сравнению с обычным нарезанием. В частности, линии аР и вР становятся общими образующими производственных начальных конусов с вершинами в точках а и в производящего колеса и соответствующего нарезаемого колеса.

Вдоль этих линий без искажения переносится угол давления инструмента. Следовательно, вдоль линии OP получается переменный угол зацепления в нормальном сечении зубьев.

На фиг. 1 и 3 угол зацепления увеличивается в сторону узкого торца и уменьшается в сторону широкого торца по сравнению с углом зацепления в выбранном сечении ВВ; на фиг.

2 и 4 картина изменения угла зацепления будет обратной. Считая зацепление в сечении

BB нулевым, получают в остальных сечениях зацепление с положительным или отрицательным суммарным сдвигом (на развертках дополнительных конусов). При некомпенсированном обратном сдвиге во всех сечениях вдоль зуба, кроме сечения ВВ, образуется увеличивающийся к краям зубьев зазор, т. е. отвод поверхностей зубьев вдоль их длины. В сечении Ва зацепление будет плотным.

Образование продольного отвода поверхностей зубьев, т. е. возникновение точечного (вместо линейного) характера контактирования зубьев в зацеплении, можно объяснить и по другому, Действительно, появление углов и Р2 приводит к пересечению характеристик производящего и нарезаемого колеса I c характеристиками производящего и нарезаемого колеса П, что, в свою очередь, обусловливает наличие точечного зацепления между колесами 1 и П. Количественная связь между

10 углами Р>, Р2 и степень продольного отвода поверхностей зубьев может быть определена экспериментально или аналитически. При этом очевидно, что увеличение этих углов вызывает увеличение продольного отвода (уменьшение

15 длины пятна контакта в зацеплении) и наоборот.

Меняя значения углов и Р>, получают желаемую степень отвода зубьев по длине, т. е. требуемую величину длины пятна контакта в

20 передаче.

Предмет изобретения

Способ нарезания конических колес с криволинейными зубьями для обкатных передач, 25 отличающийся тем, что, с целью получения точечного пятна контакта в заданной зоне, заготовку устанавливают со смещением вдоль оси производящего инструментального колеса и вдоль собственной оси на величины, опреде30 ляемые соотношением сторон треугольника, образованного осью и общей образующей рас:етного начального конуса и линией постоянного давления инструмента, с соответствующим смещением оси вращения инструмента

35 вдоль общей образующей производящего инструментального колеса, и рассчитанным изменением отношения угловых скоростей заготовки и производящего колеса.

290801

Фиг.1

4>иг.

Фиг.2

Фра в

Составитель В. Слитникова

Редактор Т. Юрчикова Texpeд 3. Н. Тараненко Корректор Т. А. Джаманкулова

Заказ 450 3 Изд. № 239 Типаж 473 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, N-35, Раушская наб., д. 4i5

Типография, пр. Сапунова, 2