Ечблиотегка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

291170

Союз Соаетскиз

Социалистическиз

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ."й

МПК G 01г 31/06

Заявлено ОЗ.Х1.1969 (№ 1372462/24-7) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 06.1.1971. Бюллетень № 3

Дата опубликования описания 25.I I.1971 йомитет ло делам изооретений и открытий ори Совете Министров

СССР

УДК 621.317.333.4:621. .313.045(088,8) Л вторы изобретения

Е. П. Бессуднов и О. Н. Топалов

Заявитель

СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ МЕСТА ПРОБОЯ ИЗОЛЯЦИИ

НА КОРПУС ОБМОТОК ЯКОРЕИ КОЛЛЕКТОРНЫХ

ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН С УРАВНИТЕЛЬНЫМИ

СОЕДИ H ЕН ИЯМ И

Изобретение относится к области электротехники и касается способов обнаружения места пробоя изоляции на корпус обмоток якорей коллекторных электрических машин с уравнительными соединениями путем подачи импульсного напряжения на коллектор и измерения магнитного потока с помощью индукционного датчика.

Изобретение может быть применено и для других типов обмоток якорей электрических машин, например с волновой обмоткой, причем для любого типа обмотки якоря при любой величине переходного сопротивления по данному способу точно и однозначно находят (без сравнения) место пробоя корпусной изоляции обмотки.

Лналогичные способы известны.

Для повышения точности нахождения конкретного места пробоя изоляции на корпус при больших переходных сопротивлениях по предлагаемому способу закорачивают между собой все коллекторные пластины, устраняя влияние уравнителей, затем измерять магнитное поле обмотки якоря в непосредственной близости от петушков над концами витков, выявляя дефектную секцию по максимальному значению магнитного потока. Далее индукционный датчик располагают поочередно над пазами, в которых лежат верхняя и нижняя стороны дефектной секции, ориентируя воздушным зазором вдоль витков по максимуму показаний индикатора, и, перемещая датчик вдоль этих пазов, находят место пробоя по

5 резкому уменьшению показаний индикатора.

На фиг. 1 приведена принципиальная схема устройства для осуществления предлагаемого способа; на фиг. 2 схематически изображен индикатор и показана ориентация индукцион10 ного датчика относительно концов витков обмотки якоря.

При отыскании места пробоя изоляции на корпус в обмотках якорей закорачивают специальным шунгом 1 все коллекторные пла15 стины между собой и подают импульсное напряжение от генератора 2 импульсных напряжений на коллектор 8 якоря относительно корпуса. Индукционный датчик 4, электрически соединенный с измерительной схемой-нпди20 катором 5, фиксируют в непосредственной близости от петушков над концами витков б (см. фиг. 2) произвольной секции. Зазоры между датчиком и петушками коллектора, датчиком

4 и концами витков б — порядка 2 — 3 л .я.

25 Воздушным зазором датчик устанавливают вдоль витков (концов витков б) . В качестве измерительной схемы 5 использована схема с импульсным усилителем и стрелочным индикатором.

291170

40

Для отыскания секции с пробоем изоляции на корпус обмотки якоря измеряют магнитные потоки обмотки якоря в непосредственной близости от петушков коллектора над концами витков, причем датчик занимает фиксированное положение, а якорь проворачивают на валу. Мохкно, не вращая якорь, перемещBTb датчик прп его неизменной вышеуказанной ориентации. При наличии одного пробоя изоляции и поворота якоря на 360 находят одну секцию, магнитный поток над концами витков который максимален (максимальные показания индикатора измерительной схемы 5). Это и есть дефектная секция. Во всех других секциях магнитный поток практически отсутствует, объясняется это следующим.

При закорачивании всех коллекторных пластин между собой импульсный ток In пробоя протекает к месту пробоя изоляции только по одному соответствующему витку 7 с дефектной корпусной изоляцией. Этим током 1, и создано максимальное магнитное поле, измеренное индикатором 5. Картина распределения тока I, текущего к месгу пробоя (см. фиг. 1) остается неизменной при вращении якоря. Поле закороченного по коллектору витка 8, индуктивно связанного с дефектным в одном общем пазу, значительно меньше (практически отсутствует), чем поле дефектного витка. Магнитное поле витка 9, связанного уравнителем 10 с дефектным, практически отсутствует, так как по нему вообще не протекает ток I (емкостный ток не учитывается, на него индикатор не реагирует). По той же причине практически отсутствует поле всех остальных витков (секций) обмотки якоря.

Таким образом, закоротив между собой все коллекторные пластины якоря, отстраиваются от связи действительного места пробоя с секциями, непосредственно соединенными уравнителями с местом пробоя, при этом поле над концами витков секций, индуктивно связанных с дефектной, незначительно. Установка индукционного датчика 4 в непосредственной близости от петушков над концами витков, а не над лобовой частью обмотки якоря, необходима для обеспечения постоянной чувствительности индикатора при пробое, например, верхнего или нижнего по высоте паза витка секции (это относится к обмоткам якорей с вертикальным расположением витков в пазу). В месте же подсоединения концов к петушкам коллектора витки располагаются примерно на одном уровне, обеспечивая практически неизменную чувствительность индикатора при прочих равных условиях. Индукционный датчик нельзя устанавливать при отыскании дефектной секции и над пазовой частью обмотки якоря, так как при этом показания индикатора будут примерно одинаковы для обеих сторон дефектной секции (см. фиг. 1). Ток пробоя протекает по двум направлениям одного и того же витка с дефектной изоляцией.

Кроме того, над пазовой частью в большей степени проявляется индуктивная связь здоровых секций, лежащих в общем пазу с дефектной, например секции 7, а это приводит к неоднозначности определения дефектной секции. Для нахождения дефектной секции по данному способу не имеет значения, в каком пазу произошел пробой изоляции на корпус (там, где лежит верх или низ секции), так как от этого зависит величина тока пробоя In> определяемая, в основном, величиной переходного сопротивления в месте пробоя и испытательным напряжением. Для уточнения конкретного места пробоя корпусной изоляции дефектной секции (паз и точка пробоя) располагают индукционный датчик 4, ориентированный воздушным зазором вдоль витков секции, над пазом, в котором уложена верхняя сторона дефектной секции 7. Датчик устанавливают над серединой паза по максимальному показанию индикатора 5. При перемещении индукционного датчика вдоль этого паза по резкому уменьшению показаний индикатора находят место 11 пробоя изоляции на корпус. Показания индикатора 5 резко уменьшаются при переходе датчика 4 через место пробоя в силу того, что ток пробоя при этом изменяет свое направление, а, следовательно, и э.д.с. в индукционном датчике, и изменяя полярность, запирает транзистор измерительной схемы 5.

Если пробой корпусной изоляции произошел в пазу, где лежит нижняя сторона секции, например 7, то при перемещении датчика 4 над пазом с верхней стороной этой секции показания индикатора 5 не изменяются. Поэтому датчик устанавливают над пазом с нижней стороной дефектной секции и находят конкретное место пробоя описанным выше способом.

Предмет изобретения

Способ обнаружения места пробоя изоляции на корпус обмоток якорей коллекторных электрических машин с уравнительными соединениями путем подачи импульсного напряжения на коллектор и измерения магнитного потока с помощью индукционного датчика, отличсиои ийся тем, что, с целью повышения точности нахождения конкретного места пробоя изоляции на корпус при больших переходных сопротивлениях, закорачивают между собой все коллекторные пластины, устраняя влияние уравнителей, измеряют магнитное поле обмотки якоря в непосредственной близости от петушков над концами витков, выявляя дефектную секцию по максимальному значению магнитного потока, затем индукционный датчик располагают поочередно над пазами, в которых лежат верхняя и нижняя стороны дефектной секции, ориентируя воздушным зазором вдоль витков по максимуму показаний индикатора, и, перемещая датчик вдоль этих пазов, находят место пробоя по резкому уменьшению показаний индикатора.

4wr f

Составитель И. Днепровская

Редактор Е. Г. Кравцова Техред А. А. Камышникова Корректоры: О. И. Усова и. О. М. Ковалева

Изд. Мо 142 Заказ 245/18 Тираж 473 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2