Ротор бесщеточной синхронной машины с вращающимися выпрямителями

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е 291288

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТФРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советсккв

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельсгва %в

Заявлено 26.11.1968 (л»е. 1220570/24-7) с присоединением заявки ¹â€”

Приоритет—

Опубликовано 06.1.1971. Бюллетень ¹ 3

Дата опубликования описания 29.111.1971.ЧПК Н 02k 19/38

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УДК 621.313.392.044.3 (088.8) Авторы изобретения

О. Г. Клочков и А. С. Кокорев

Заявитель

РОТОР БЕСЩЕТОЧНОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ

С ВРАЩАЮЩИМИСЯ ВЫПРЯМИТЕЛЯМИ

Изобретение относится к бесщеточным синхронным электрическим машинам с вращающимися выпрямителями, ротор которых выполнен поль»м и имеет отверстия для выводов, идущих к диодам. 1-Iеобходимость размещения на роторе генератора блока вращающихся выпрямителей вызывает серьезные конструктивные и технологические трудности и предъявляет следующие требования к узлу диодов: компактность; минимальные центробежные усилия, минимальное число конструктивных элементов, возможность монтажа и замены диодов, эффективный контакт с охлаждающей средой.

Наряду с конструкцией, в которой диоды закреплены на специальной поддержке, существует другая, в которой диоды вместе с крепе>кными элементами размещены во внутреннем объеме полого вала. Расположение диодов внутри вала позволяет существенно снизить центробежные усилия на диоды и сократить габариты машины. Такая конструкция особенно целесообразна для специальных высокооборотных машин с масляным охлаждением, так как диоды оказываются расположенными непосрественпо в потоке охлаждающего масла, проходящего внутри полого вала.

Однако при таком расположении диодов вал генератора выполняется разъемным, а диоды устанавливают на специальной крепежноп детали, которая закрепляется во внутренней полости вала. Части разъемного вала соединяются после монтажа узла диодов с помощью посадочного буртика и болтов или шпилек, что увеличивает габариты и вес ротора и усложняет технологи»о сборки. Кроме того, при замене диодов необходимо разделение вала, что может привести к нарушению соосности частей вала и к появленшо биений, 1о которые совершенно недопустимы в высокооборотных генераторах, расчитанных на большой срок службы.

С целью повышения надежности, упрощения технолопш сборки, уменьшения габаритов и веса генератора, в предлагаемой конструкции полый вал выполнен неразъемным, а диоды установлены непосредственно на внутренней поверхности полого вала.

На фиг. 1 и 2 изображен участок ротора с полым валом и диодами для генератора с воздушным охлаждением; на фиг. 3 и 4 — то же для генератора с масляным охлаждением.

В предлагаемой конструкции ротора генератора с воздушным охлаждением пакет индуктора 1 располагается на ребрах неразьемного полого вала 2. Между ребрами в стенках полого вала выполнены монтажные отверстия, через которые диоды 3 устанавливаются и закрепляются с помощью гаек 4 в

20 сквозных гнездах, расположенных

291288 соответствующих монтажных отверстий. После установки диодов монтажные отверстия закрываются пробками 5, служащими одновременно поддержками для выводных концов 6 диодов. Пакет индуктора сажается на ребра вала после установки диодов, цснтрирование его на относительно большом диаметре и длине позволяет сохранить минимальные биения при последующих сборках, связанных с заменой диодов.

Аналогичная конструкция может быть распространена на генераторы с охлаждением проточным маслом. В этом случае герметизация внутренней полости вала осуществляется с помощью установки диодов в глухих резьбовых гнездах, уплотнения пробок резиновыми кольцами 7 н уплотнения выводов в пробках сальниками 8. Для уплотнения выводов к диоду припаян круглый неизолированный провод 9, который пропускается во внутреннее отверстие сальника и обжимается в нем гайкой 10. Пайка вывода б осуществляется после установки диода и пробки и закрепления провода 9.

Предлагаемая конструкция ротора, кроме основного преимущества — неразъемпости вала, позволяет разместить диоды на минимальном диаметре в наиболее выгодном положении, когда центробежные усилия действуют по продольной оси диода, что повышает надежность узла диодов, Рациональное размещение монтажных отверстий и крепежных гнезд позволяет выполнить узел диодов весьма компактным. Как при воздушном, так и при масляном охлаждении диоды расположены непосредственно в потоке охлаждающей среды, что позволяет осуществить эффективный теплосьем при значительном превышении температуры диодов над температурой охлаждающей среды.

Предмет изобретения

Ротор бесщеточной синхронной машины с вращающимися выпрямителями, установленными радиально на поверхности полого вала, имеющего отверстия для выводов. отлачиюи ийся тем, что, с целью упрощения технологии сборки и уменьшения гаоаритов, вал выполнен в виде ступицы с ребрамп для установки пакета, и диоды усгановлены непосредственно па его внутренней поверхности, причем в теле вала диаметрально противоположно каждому нз диодов выполнено отвер= стие, закрытое пробкой, имеющей в центре свое отверстие с уплотнением и изоляцией для вывода, ;

2ь 88

I

1

1 . !.

/

Г ф(з р

l 1 1,, @ ! Ц,", / (и, „ „, „, ц, (!((((> ",, !, !, ; н,

I )>:

291288

Составигель В. Ратайко

Текред Л. Л. Левина

Редактор Е. Гончар

Корректор Н. Л. Вронская

Загорская типография

Заказ 777 Тираж -173 Подписно,"

111-1И11ПИ Комитета по делам изобретений и открытий прп Совете Министров СССР

Москва, 7К-35, Раушская наб., д, 4/5