Способ обработки зубьев цилиндрических и конических колес гипоидных передач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕЫИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

2И 762

Союз Ссввтскиз

Социалистическиз

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹

Заявлено 14.ИI.1969 (№ 1350417/25-8) МПК В 23f 5/00 с присоединением заявки ¹ йотзитет ло делаю изобретений и открытий ори Соевтв Иинистрое

СССР

Приоритет

Опубликовано 06.1.1971. Бюллетень М 4

Дата опубликования описания 26.II.1971

УДК 621.914.7.04:

:621.833.23(088.8) Автор изобретения

В. И. Игнатьев

Заявитель

Саратовский политехнический институт

СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЗУБЬЕВ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ

И КОНИЧЕСКИХ КОЛЕС ГИПОИДНЫХ ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к способам обработки зубьев гипоидных конических и цилиндрических колес (шестерен) с использованием движения обкатки зубообрабатывающего станка при гипоидном смещении заготовки и установочном угле инструмента.

Известны способы коррекции в процессе нарезания зубьев колес гипоидных передач путем внесения поправок в движение обкатки, а именно внесения дополнительного гипоидного смещения (положительного или отрицательного) в сочетании с изменением передаточного отношения и осевой установки для улучшения пятна контакта в передаче. Однако, если гипоидное смещение передачи больше, чем технологические возможности зубообрабатывающего станка, известный способ неприемлем, Предлагаемый способ позволяет обрабатывать зубчатые колеса с гипоидным смещением, превосходящим технологические возможности станка, и исправлять дефекты зацепления зубьев в гипоидной паре. С этой целью заготовку дополнительно смещают в осевом направлении, а инструмент в радиальном и компенсируют указанные смещения путем сообщения производящей поверхности перемещения вдоль образующей колеса со скоростью, равной скорости перемещения точки контакта в нормальном зацеплении гипоидной пары.

Предлагаемый способ обработки зубьев гипоидного колеса поясняется чертежом, на котором схематично изображена плоскость лю.чки станка при обработке зубьев цилиндш

5 ческого колеса (шестернп).

Колесо по своему внешнемi видi. имеет сxA÷ство с коническим или цилпндри гескпм червя ком. При известном способе нарезанпя и,чи шлифования зубьев гипоидное колесо (шестеня) устанавливается на гипоидное смещение E с осевой установкой С„,. Наладка станка ппоизводится при словии, что режущая кпомка резцов резцовой головки касается обоаз1.витей гипоидной шестерни в расчетной точке P u выдерживает заданный угол спирали Rpi(r зубьев. Угловая q, радиальная U установки центра резцовой головки и ради с r, опреде.тяют основную наладку станка. Передаточное отношение т между люлькой и шестерней определяется по форм ле

При такой наладке станка на цилиндре или

35 конусе гипоидного колеса (шестерни) образуется винтовая линия зуба с определенным переменным ходом S (шагом t), который соответствует ходу (шагу) линии зубьев колеса (шестерни) при основном гипоидном смещено нии E. Скорость V точки P вдоль образую291762 щей цилиндра или конуса колеса (шестерни) при постоянном равномерном вращении его вокруг своей оси с угловой скоростью со является скоростью, которая влияет на характер переменной винтовой линии зуба на колесе (шестерне) .

Обработка зубьев по предлагаемому способу производится при гипоидном смещении Е .

При этом изделие дополнительно смещают в осевом направлении на величину ЛС, равную произведению радиального изменения установки инструмента ЛУ на косинус радиального угла и секанс угла внутреннего конуса изделия (шестерни):

ЛС = — AUcosq seep; (2)

Инструмент также смещают дополнительно в радиальном направлении на величину AU, равную произведению изменения гипоидного смещения ЛЕ на косеканс радиального угла

ЛИ = — ЛЕсозесу (3)

При этом производящей поверхности сообщают скорость V> вдоль образующей колеса (шестерни), равную скорости перемещения точки в нормальном зацеплении гипоидной пары.

Мгновенную скорость Рр производящей поверхности вдоль образующей колеса (шестерни) на станке можно выразить (осуществить) произведением угла обкатки О на радиальную установку U:

U8 = (U — ЛУ) (О+ЛО) = Vp (4)

Величину угла обкатки для компенсации измерения скорости V„ ïðè изменении радиальной и осевой установок можно определить из формулы 4:

6+ ЛО= (U — ЛУ) Подставляя новое значение угла обкатки

О> — — О+ЛО в формулу 1, получим необходимое передаточное отношение i для расчета цепи обкатки станка, чтобы получить требуемую

5 скорость V> производящей поверхности: шш ш ш (о) м, + Ьы„0+ Л6 8

В зависимости от сочетания выбранных па10 раметров проектируемой гипоидной пары по этому способу можно нарезать и шлифовать зубья колес (шестерен), изменяя гипоидное смещение до 300/О от основного. В некоторых случаях можно нарезать зубья колеса (ше15 стерни) и без гипоидного смещения. В каждом конкретном случае при обработке зубьев колеса (шестерни) с уменьшенным смещением необходимо определить расположение контактных линий и проекций полей станочного

20 зацепления и сравнить их с расположением проекций полей зацепления с обработкой колеса (шестерни) на основном смещении.

Предмет изобретения

Способ обработки зубьев цилиндрических и конических колес гипоидных передач с использованием движения обкатки при отрицательном против расчетного гипоидном сме30 щении, отличающийся тем, что, с целью обработки колес с гипоидным смещением, превосходящим технологические возможности станка, заготовку дополнительно смещают в осевом направлении, а инструмент в радиальном

35 и компенсируют указанные смещения путем сообщения производящей поверхности перемещения вдоль образующей колеса со скоростью, равной скорости перемещения точки контакта в нормальном зацеплении гипоидной пары, 291702

Изд Мз 174 Заказ 290/12 Тираж 473 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Составитель В. Слиткова

Редактор В, С. Левятов Техред Т. П. Курилко

Корректоры: А. Йиколаева и Л. Корогод