Механизм свободного хода импульсного вариатора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

293I48

ОПИСАН ИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”

Заявлено 26 1/1.1969 (№ 1340285/25-27) с присоединением заявки №вЂ”

Приоритет

Опубликовано 15.1,1971. Б1оллетеиь ¹ 5

Дата опубликования описания 4.111.1971

МПК F 16d 41/22

Комитет по делам изобретений н открытий при Совете Министров

СССР

УДК 621.825.52 (088.8) Авторы изобретения А, Е. Кропи, С. И. Кудашкин, Н. П. Бражников и П. В. Масленников

Заявитель

Ярославский технологический институт

МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА ИМПУДЪСНОГО ВАРИАТОРА

Настоящее изобретение относится к механизмам свободного хода общетехнического назначения и преимущественно предназначено для применения в импульсных вариаторах.

Известен меха низм свободного хода и мпульсного вариатора с насосным расположением, ведущего и ведомого валов, в котором для уменьшения иодрессоренных масс каждое зубчатое колесо главного механизма вариатора, на наружной поверхности снабжено кольцевой проточкой, а на его торцовых поверхностях, обращенных друг к другу, выполнены радиально расположенные храповые зубья.

В проточке размещен конец шатуна, в цилиндрической расточке которого, параллельной оси вращения зубчатого колеса, помещены вставленные один в другой два стакана.

На наружных торцах стаканов имеются храповые зубья, а налогичные зубьям на колесе.

Между стаканами имеется пру>кина, постоянно прижимающая их зубья к зубьям на колесе. Стаканы зафиксированы от поворота относительно колеса. Такой механизм работает по принципу зацепления. В этом его главное преимущество перед фрикционными ìåx3иизмами свободного хода, например, роликового типа, так как с помощью этого механизма, также как в зубчатой передаче, вариатор может передавать практически неограниченные крутящие моменты.

Недостаток известного механизма, состоящего из системь1 четырехзвеиников, заключается в том, что из всех четырехзвенников в каждый данный момент то/и ко один совершает рабочий ход, тогда как остальные в это время соверша1от холостой xoä. Таким обра3о11, xолостой ход четырехзвенников занимает гораздо большее время, чем рабочий. Ме. .анизм свободного хода во время холостого

xoQ3 1е1ырехзвеииика также II3xogIITcII 13 хо постом режиме, ири этом зубья Н3 торцах стаканов скользят по зубьям иа колесе. Так как стаканы находятся под действием пружины, постоянно прижимающей их зубья к зубьям колеса, то при xî IocToм ходе указанный механизм издает характерный шум, а износ зубьев соответственно повышается.

Целью изобретения — уменьшение износа зубьев и уровня шума. Это достигается тем, :то устройство пер1юдического дв,1жения выполнено в виде взаимно подпружиненных стакана и колодки, и» ToplIQBblx поверхностях коTopbIx нанесены храповые зубья, взаимодействующие с зубьями на торцовых IIO3epxlioстях колес, причем стакан и колодка шарнирIIo связаны с помощью пальцев, устаиовлеиHhIx в Iilix 110 радиусам к оси колеса и перпеидикулярнo оси расточки шатуна и соедиисиЗО ны. между собой распорнымп планками, уста293148 новленными перпендикулярно к оси пальцев и наклонно к оси расточки шатуна.

На чертеже изображен предлагаемый механизм.

Конец шатуна 1 со всеми относящимися к нему деталями помещается в кольцевой проточке ведомого колеса 2 между дисками 8 и4, на боковых поверхностях которых, обращенных друг к другу, нарезаны радиально расположенные

«раповые зубья.

Е(онец шатуна имеет цилиндрическую расточку, параллельную оси вращения колеса 2, в которую поворотно вставлен стакан 5. На торце стакана, обращенном к диску 8 колеса, выполнены храповые зубья, взаимодействующие с храповыми зубьями на диске 8. В стакане имеются также цилиндрическое отверстие, ось которого перпендикулярна оси вращения колеса, и несквоз ное окно, сообщающее полость этого цилиндрического отверстия с другим торцом стакана. В цилиндрическое отверстие стакана 5 вставлен поворотно палец б, соединенный с помощью винтов 7 и распорной планки 8 с пальцем 9, который помещен поворотно в цили|ндрическом отверстии колодки 10. Ось этого отверстия также перпендикулярна оси вращения колеса 2.

Ось, соединяющая центры пальцев б и 9, образует острый угол с осью стакана 5, Колодка 10 имеет храповые зубья, взаимодействующие с зубьями на диске 4 колеса 2; в ней также сделаны два несквозных отверстия, перпендикулярных оси вращения колеса 2, в которые вставлены пружины 11 и пальцы 12. После сборки механизма сжатые пружины 11 прижимают колодку 10 к направляющему пояску колеса 2, а пальцы 12 — к направляющей 18 колеса 2.

Стакан также имеет направляющие пояски, которыми он скользит по пояскам на колесе 2,и направляющей 14. Кольцевые направляющие 18 и 14 имеют конические поверхности, по которым скользит своими фасками конец шатуна 1 и которыми о ни фиксируют конец шатуна в осевом направлении, обеспечивая его скольжение своим цилиндрическим пояском по цилиндрической поверхности проточки колеса 2. Гибкая пластина 15, прикрепленная к планке 8 и колодке 10, фиксирует положение колодки.

При работе механизма цилиндрическая головка конца шатуна имеет возможность качательного движения относительно своей оси и движения по окружности в криволинейных направляющих вокруг центра колеса 2.

В,импульсных, например, в зубчато-рычажных вариаторах с помощью механизма свободного хода колебательное движение шатуна превращается в приблизительно равномерное вращение ведомого колеса. В описываемой конструкции для передачи движения от шатуна 1б па колесо 2 только в одном направлении служат храпавыс зубья на дисках 8 и 4 колеса 2 и на стакане 5 и колодке 10 ведущего шатуна 1б, Храповые зубья

65 на ведущих деталях должны быть сцеплены с зубьями на ведомых при рабочем ходе данного четырехзвенника и распеплены при холостом ходе. Рабочий ход начинается тогда, когда вектор окружной скорости конца шатуна 1 относительно. колеса 2 совпадает с направлением, в котором крановые зубья передают полезное усилие. Холостой ход имеет место при несовпадении этих направлений.

Сцепление и расцепление храповых зубьев происходит силой трения, возникающей между колодкой 10 и колесом 2 под действием пружины 11. Сила трения всегда направлена в сторону, противоположную скорости скольжения; в данном случае скорость скольжения стакана 5 и колодки 10 по колесу — это их окружная скорость в движении совместно с концом шатуна 1 относительно колеса 2.

Итак, в начале рабочего хода скорость скольжения совпадает с направлением, в котором зубья воспринимают полезное усилие, а сила трения, приложенная к колодке 10, направлена в противоположную сторону, в результате чего колодка 10 поворачивается относительно пальца б и своими зубьями входит в соприкосновение с зубьями диска 4.

При этом для правильного входа зубьев колодки необходима гибкая фиксирующая пластина 15. После соприкосновения зубьев колодка увлекается дальше уже не только силой трения, но и зацеплением. При этом происходит полное вхождение зубьев колодки в зацепление с зубьями диска 4 и перемещение стакана 5 в сторону диска 8, а затем и зацепление его зубьев с зубьями диска 8. Дальнейшее движение колодки 10 и стакана 5 приводит к заклиниванию ведущих деталей 5 и 10 относительно ведомых 8 и 4. Это и означает начало рабочего хода. В начале холостого хода направление скорости скольжения колодок по колесу изменяется на противоположное, т, е. эта скорость теперь направлена так, что не совпадает с направлением, в котором зубья воспринимают раоочую нагрузку, Под действием нерабочих граней зубьев и изме пившейся по направлению силы трения стакан 5 и колодка 10 выходят из зацепления и между ведомыми и ведущими деталями устанавливается зазор, который удерживается на всем протяжении холостого хода силой трения. При этом колодка 10 повернута относительно пальца б и овоим торцом прижата к торцу стакана 5. ЕЕа всем протяжении холостого хода имеет место скольжение колодки по колесу.

Таким образом, в описываемом механизме вкл|оченис и выключение происходят только силами трения, причем на холостом ходу механизма зубья ведущего и ведомого элементов имеют гарантированный зазор, Предмет изобретения

Механизм свободного хода импульсного вариатора, содержащий ведомое зубчатое колесо с кольцевой проточкой и храповыми зубь293148 е-в

I б

Составитель A. Шаповаленко ! спектор Н. Г. Михайлова Техр!д T. П. Курилко

Корректор Л. А, Царькова

Изд. Л 235 Заказ 444, 10 Т. !рвгк 4i 3 Г1одпис!!ос

ЦНИИПИ Комитета по д лам изооретепит! и открь!тп!! прп Совете Министров СССР

Москва, Я-35, Рау!нская иао., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 ями íà торцовык поверкностяк и установленный в кольцевой проточке шатун, в отверстии головки которого параллельной оси вращения зубчатого колеса помещено устройство периодического движения, отли !ающайся тем, что, с целью уменьшения износа зубьев и уровня шумя, устройство периодического движения выполнено в виде взвит о подпру киHQHHI.Ix стакана и колодки, HB TOpl(OH!i# noверкностяк которьь нанесены краповые зубья, взаих!одействующие с зубьями на торцовык поверкностяк колес, причем стакан и колодка ц1арннрно связаны с помои ью HBëüöåç, установлсннь!к H ннк по радиусам к оси колеса и перпендикулярно оси расточки шатуна и соеднненнь!к между собой распорнь!ми н:!анкаъ!и, установленными перпендикулярно к оси пальцев н неl l .Лов но к Оси р а сто !ни н1!Iт i ill!.