Станок для намотки катушек электрических машин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Ж 29535

Класс 21сР, 51;

21g, 1

АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ станка для намотки, катушек электрических машин.

К авторскому свидетельству A. Т Буидина, заявленному

-12 мая 1931 года (заяв. свид. ¹ 88502).

О выдаче авторского свидетельства опубликовано 31 марта 1933 года, Изобретение касается станков для намотки катушек электрических машин, с применением шаблона, состоящего из двух сдвигающихся по оси катушки частей. В предлагаемом станке одна из этих частей жестко связана с валиком, приводящим во вращение весь шаблон при намотке катушки; другая часть шаблона, с целью ее перемещения по первой части, снабжена ввинчивающимся во втулку винтом, укрепленным в станине таким образом, что он не может перемещаться аксиально и снабжен конической зубчаткой, могущей сцепляться и расцекляться с конической приводной зубчаткой, свободно насаженной на упомянутый валик.

На чертеже фиг. 1 изображает вид станка спереди; фиг. 2 — вид его сверху, фиг. 3 — вертикальный разрез его.

Механизм станка смонтирован на станине А (фиг. 1). Шаблон состоит из двух частей верхней 1 и нижней 7, на каждой из которых шарнирно укреплены по две щеки 3 — 3 и 4 — 4, при чем щеки 3—

3 на верхней части 1, а 4 — 4 — на нижней 7. Щеки 3 и 4 крепятся между собой зажимом 6, осуществленным в виде эксцентрика с конусным штырем, чтобы

251 крепление достигалось одним поворотом ручки. Нижняя половина 7 шаблона наглухо соединена с валиком 16 (фиг. 3), а верхняя, кроме зажима б, соединена с нижней еще двумя рейками (направляющими) 2, которые закреплены в верхней части l шаблона р имеют форму кривого бруса, при чем кривизна их зависит от типа изготовляемых обмоток и от диаметра якора электрома шины. Зти рейки сделаны для того, чтобы не было перекоса, когда верхняя половина 1 шаблока будет занимать положение Б, указанное на фиг. 2. В данном случае при помощи реек 2 перекос устраняется, так как рейки вместе с частью 1 шаблона пойдут по своим гнездам, находящимся в нижней части 7. Для занятия положения В служит винт 8 (фиг. 3) с ленточной резьбой и конической шестерней 19, насаженной на его конце на шпонке.

Винт 8 проходит через втулку 11, имеющую такую же резьбу, как у винта.

Втулка 11 закреплена в верхней части 1 шаблона, так что винт 8, вращаясь, тянет за собой верхнюю часть 1 шаблона до положения В. Подшипник 17 закреплен в диске 15, сидящем на шпонке на валике 1б и вращающемся вместе спим в цилиндрической детали !3, и удержи- вается в ней выступом с внутренней сто- 1 роны и кольцом 14 с резьбой — с внешней. По выходе из детали 13 винт 8 снабжен шарниром Гука. На валике 16 сидит логущая на нем вращаться втулка 22, на которую насажена втулка 21 с конической шестерней 20, Втулка 21 может перемещаться вдоль оси валика 16 при помощи двух направляющих шпонок, закрепленных на втулке 22, чем достигается соединение шестерен 20 и

19. Рычаг 26 с ручкой 27 служит для соединения указанных шестерен. На втулке 22 на шпонке посажена шестерня 23, постоянно сцепленная с шестерней 32, сидящей на валу 28. Фрикционный замыкатель 33 сидит на-валу 28 на направляющей шпонке, Если его замкнуть рычагом 34 с ручкой 35, то шестерня 32 будет вращаться и передаст, вращение шестерне 2З, а последняя— втулке 22, так как она на ней насажена и в результате верхняя половина 1 шаб- I лона займет положение В.

Для обратного хода служит шестерня 30, сидящая на валу 28 на шнонке и постоянно соединенная с шестерней 40, насаженной на валу 37 (фиг. 2) на шпанке.

На этом же валу сидит шестерня 38; она все время сцеплена с шестерней 23 и может замыкаться фрикционом 39 при .,помощи рычага и ручки. Таким образом получается обратный ход.

Переключения с одного хода на обратный совершаются автоматически. Нижняя часть 7 шаблона со щеками 4, которые с ней соединены шарнирами 5 (фиг. 2), прикреплена болтами 66 к валику 16 и вместе с ним вращается в подшипнике 25 с диском 15. На валике 16 насажена шестерня 24 (фиг. 3) на шпонке, соединенная с шестерней 32, сидящей на валу 28. Шестерня 32 замыкается фрикционным диском 33 при помощи рычага 34 и ручки 33. Если соединить и замкнуть фрикцион, то весь шаблон начнет вращаться и потянет за собой провод и будет его укладывать в паз. Выключение происходит автоматически.

Вал 28 укреплен в подшипниках 29.

Шестерня или шкив 31 сидит на валу на шпонке. Шкив служит для передачи движения от двигателя, и таким образом вал 28 вращается все время, пока вращается двигатель.

Для подтягивания проводов к шаблону служит каретка 60. Она ходит по рейкам 57, закрепленным на планках 38, при посредстве винта 56 с червячной резьбой. На каретке 60 имеется выступ б! с нарезанной на нем резьбой, соответствующей винту; в, выступ ввинчивается винт 56, укрепленный в подшипниках 59. Значит, каретка 60 будет двигаться в требуемом направлении и до определенного места взад и вперед. На винту 56 насажена на шпонке шестерня 55, которая, в свою очередь, соединена с промежуточной шестерней 53, сидящей на валике, укрепленном в подшипниках 54.

Шестерня 53 соединена с шестерней 52, насаженной на шпонке на валу 50, который укреплен в подшипниках 49. На нем же насажена коническая шестерня 51, которая соединена (постоянно) с двумя коническими шестернями 43 и 44. Последние сидят на валу 42 без шпонок и замыкаются фрикционами 45, которые посажены на валу на шпанках (фиг. 2). Этим достигается вращение вала 50 в ту или иную сторону, а значит и движение каретки "60.

Вал 42 укреплен в подшипниках 41 и приводится в движение от того жедвигателя при помощи шкива 46, сидящего на этом валу на шпонке.

Для зажимания секции в ее торцевых частях с целью придания нужной формы, предназначены держатели 12, в виде прямоугольных стержней, на концах которых при помощи болта или пяльца 64 (фиг. 2) укреплены пластинки 65, могущие занимать положение, измененное по отношению к чертежу на 90 в плоскости самой пластинки. Таким образом, при растяжке секции держатели 12 будут следовать в плоскости горизонтальной и вертикальной, и часть секции, закрепленная в держателе, получит фигурный выгиб. Чтобы секция не выскочила из щечек держателя, применяютсяшплинты.

Бухты с проводом надеваются на вал 73, через откидной верх станка или сбоку, в соответствующую дверку.

Процесс изготовления секций на предлагаемом станке заключается в следующем. С бухт, насаженных на вал 73 (фиг. 2), провода пропускаются в зажим с фибровыми прокладками 70 — 77 и закладываются в зажим 63 (фиг. 3) каретки 60. Каретка, двигаясь по рейкам 57, при посредстве винта,с ленточной (резьбой 56, потянет за собой провод и, дойдя до требуемого положения, останавливается. По снятии с зажима провода, каретка займет свое первоначяльное положение, т.-е. отойдет обратно. Сняв с каретки 60 провода, рабочий закладывает их в паз 70 шаблона, а концами в прорезь 67 на шаблоне и закрепляет винтом 68. При сообщении шаблону вращательного движения, последний потянет за собой провода, которые будут ло. житься в паз 70. Когда шаблон сделает нужное количество оборотов, провода обрезаются. Придание секции нужной формы достигается включением винта 8, который, вращаясь, сообщает движение верхней половине 7 шаблона; последняя займет некоторое положение В, указанное на фиг. 2. Вместе с ней то же самое положение займет сторона секции, в ней находящаяся, и тем самым нужная форма секции будет достигнута. Для того, чтобы секции была придана требуемая форма и не получилось нежела тельных изменений в процессе растяжки щеки 3 и 4 могут при посредстве шарнирных соединений 5 занимать положе ние 3 1 и 41 (фиг. 2, пунктир). Тогда представляется возможным секцию (в освобожденной части) закрепить в держателе 12 для придания фигурного выгиба в торцевой части секции. После этого секцию можно снимать.

Предмет изобретения.

Станок для намотки катушек электрических машин с применением шаблона, состоящего из двух сдвигающихся по отношению друг к другу в осевом направлении катушки частей, ютличаюш ийся ! тем, что одна из частей жестко связана с валиком 16, приводящим весь шаблон во вращение при намотке катушки, а другая часть, с целью ее перемещения при помощи пазов и выступов по первой части, снабжена ввинчивающимся во втулку 11 винтом- 8, который укреплен в станине так, что не может перемещаться аксиально и снабжен конической зубчаткой, могущей сцепляться и расце пляться с конической приводной зубчаткой, насаженной свободно на валик 16 (фиг, 1, 2, 3).