Каландр для жидкого замедлителя ядерногореактора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
298l44
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К ПАТЕНТУ
Юбюз Соеетскив
Соцналистинескик
Республик
Зависимый от патента №.Ф!ПЬ, G 21с 9/00
Заявлено 06.1Ч.1967 (№ 1146910/26-25) Приоритет 06,IV.1966, № 56759, Франция
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Опубликовано 11.111.1971. Бюллетень № 10
УДК 621.039.532(088.8) Дата опубликования описания 29.VI.1971
Автор изобретения
Иностранец
Жан Ригал (Франция)
Иностранная фирма
«Комиссариат А. Л Энержи Атомик» (Франция) Заявитель
КАЛАНДР ДЛЯ ЖИДКОГО ЗАМЕДЛИТЕЛЯ ЯДЕРНОГО
РЕАКТОРА
Изобретение относится к устройствам противоаварийной защиты, конструктивно объединенным с ядерным реактором, например к каландрам для жидкого замедлителя.
В большинстве современных реакторов каландр представляет собой цилиндрическую ванну с круглым поперечным сечением и горизонтально расположенной осью, закрытую двумя днищами. Стержни управления реакцией перемещаются перпендикулярно силовым трубкам, по которым течет охлаждающая жидкость.
Сеть силовых трубок должна оставаться неподвижной относительно сети стержней управления при любых напряжениях, испытываемых ванной. Для этого силовые трубки закрепляют либо при помощи жестких днищ ванны, либо при помощи специальной конструкции.
Однако соединение большинства трубок, составляющих механизм стержней управления, не является ортогональным, что приводит к необходимости изготовления соединительных деталей сложной формы. Поскольку стержни управления реакцией располагаются в направляющих трубках, приходится трубки укреплять на уровне ванны, что (учитывая кривизну ванны) делает невозможным применение стержней одинаковой длины и, следовательно, взаимозаменяемых; кроме того, в известных кал андр ах возможен разрыв силовой трубки. Жидкость замедлителя, имеющая высокие температуру и давление, оказывается внезапно впрыснутой в замедлитель. В резуль5 тате внезапно повышается давление, которое значительно деформирует каландр и может разрушить его.
Цилиндрическая форма ванны с круглым поперечным сечением дает очень небольшую
10 объемную расширяемость, так как круглое сечение соответствует максимальной поверхности при данном периметре.
Предложенный каландр выполняется в виде цилиндрической оболочки с горизонтальной
15 образующей. Цилиндрическая оболочка закрыта двумя днищами, через которые проходят силовые трубки, и имеет верхнюю плоскую стенку, а боковая стенка легко деформируется. Направляющая кривая боковой стенки
20 является силовой линией, соответствующей распределению давления замедлителя, находящегося в каландре.
Другими словами, направляющая боковой части каландра в каждой точке имеет радиус
25 кривизны, обратно пропорциональный давлению жидкости, действующему в этой точке при нормальной работе реактора.
Плоская форма верхней жесткой стенки облегчает установку трубок для прохода стерж30 ней управления и обеспечивает подвеску ка5
10 ландра при помощи тяг, прикрепленных к этой стенке.
На фиг. 1 показан предложенный каландр в аксонометрической проекции; на фиг. 2— каландр в поперечном сечении, деформируемый при увеличении внутреннего давления; на фиг. 3 и 4 — варианты выполнения каландра.
Каландр состоит из верхней стенки 1, образованной жесткой плитой, боковой стенки 2, деформируемой легче, чем верхняя стенка, и двух днищ 8. Под воздействием гидростатического распределения давлений каландр деформируется в поперечном сечении (см. штрих-пунктирную кривую на фиг. 2). Кривая деформации образуется цепными линиями гидростатических сил, приложенных к боковой стенке со стороны жидкости замедлителя.
Если давление внутри каландра увеличивается, а плотность находящейся в каландре жидкости замедлителя и длина участка цепной линии остаются теми же самыми, т. е. листы, из которых собран каландр, не удлиняются„=-стенка 2 деформируется, приближаясь к кривой а, являющейся дугой окружности.
Когда давление очень велико, кривая действительно превращается в дугу окружности.
Поскольку кривая а и верхняя стенка 1 ограничивают площадь, большую, чем площадь, ограниченная стенкой 2 и стенкой 1, каландр довольно сильно увеличивается в объеме, а внезапное увеличение давления, например, при разрыве силовой трубки благодаря этому сильно смягчается.
Боковая стенка каландра связана с днищами подвижной, эластичной связью, выполненной в виде внешнего упругого тороидального элемента 4, имеющего форму валика (см. фиг. 3). В случае избыточного давления тороидальные элементы перемещаются вместе с краями боковой стенки.
Связь днищ с боковой стенкой может осуществляться посредством двух валиков 5 и б (см. фиг. 4). Внутренний валик при этом является не только усилением, он позволяет также значительно экономить тяжелую воду в зоне каландра. Пространство между внутрен15
45 ним и внешним валиками рекомендуется заполнять газом под давлением, с тем чтобы избежать выгибания внутреннего валика под действием избыточного гидр остатич еского давления в каландре.
Днища каландра несут силовые трубки,7, на верхней жесткой стенке закреплены патрубки 8 для прохода стержней 9 управления реактором.
В описанном каландре предотвращается разрыв силовой трубки, что значительно повышает безопасность работы реактора.
Предмет изобретения
1. Каландр для жидкого замедлителя ядерного реактора, состоящий из цилиндрической оболочки с горизонтальными образующими, закрытой двумя днищами, через которые проходят трубки для теплоносителя, отличающийся тем, что, с целью снижения амплитуды пика давления внутри каландра в аварийной ситуации, каландр имеет верхнюю -жесткую стенку и боковую стенку, свободно деформируемую, директрисса которой очень близка к цепной линии, соответствующей гидростатическому давлению за медлителя, находящегося в каландре.
2. Каландр по п. 1, отличающийся тем, что днища образованы жесткими плитами и соединены с боковой стенкой при помощи герметичных легко деформируемых соединений, каждое из которых состоит, по крайней мере из одного деформируемого тороидального элемента, причем указанный элемент помещен вне каландра и так, что он может нагружаться давлением жидкого замедлителя.
3. Каландр по п. 2, отличающийся тем, что каждое из герметичных деформируемых соединений имеет еще один тороидальный элемент, помещенный внутри каландра, причем пространство между внешним и внутренним тороидальными элементами заполняется газом под давлением во избежание выгибания внутреннего тороидального элемента под действием повышенного давления внутри каландра.
298144
Фиг I стиг 4
Фиг. 2
Составитель Й. Яковлев»
Редактор Т. 3. Орловская Техред Е, Борисова Корректор Т. А. Джаманкулов 1
Заказ 1781/17 Изд. № 737 Тираж 473 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2