Патент ссср 298639

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

0 и и с А н Й-

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союэ Советскиэ

Социалистических

Реслуолик

Зависимое от авт. свидетельства ¹

Заявлено 23.1Х.1969 (№ 1365328!23-4) с присоединением заявки ¹

Приоритет

МПК С 10m 1/40

Комитет ло делам иэосретений и открытий лри Совете Министров

СССР

УДК 621.892.8(088.8) Опубликовано 16111.1971,. Бюллетень № 11

Дата опубликования описания 29.IV.1971

Авторы изобретения

А. М. Кулиев, Г. А. Зейналова, А. Б. Кулиев, Ф. Г. Сулейманова, В, Е. Башаев, Ю. Ф. Козлова, Ш. А. Мхитарян и Ф. М. Асадов

Заявитель

Институт химии присадок АН Азербайджанской CCP

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОИ

ПРИСАДКИ

ОН ОХа ONa

2 ()+ CH<0+ RSOczOH+(NROH)((CHp+ )j+ RSO

jl

Изобретение относится к области получения присадок к смазочным маслам.

Известен способ получения многофункциональной присадки путем конденсации алкилфенолов с формальдегидом в присутствии алкилфенолсульфокислоты и дальнейшей нейтрализации гидроокисью кальция, Получаемые согласно этому способу присадки имеют низкое щелочное число.

В емкость помещают 75 вес. ч. алкилфенола 25 вес. ч. сульфированного дизельного масла, 20 вес. ч. формалина, 40 вес. ч. Ca(OH)>, 25 вес. ч. веретенного масла и 25 вес. ч.

NaOH. Смесь перемешивают при 90 — 95 С в течение 5 час. Затем температуру смеси подС целью увеличения щелочности присадки и улучшения ее антикоррозионных и моющих свойств предлагается исходное сырье подавать одновременно, и процесс вести в присут5 ствии сульфированного дизельного масла v. едкого натра. Присадку (ИХП-136) получают по следующей схеме реакции:

>О нимают до 140 — 150 С и выдерживают при этой температуре 1 час.

Центрифугированием готовой присадки отделяют механические примеси.

Сравнительные данные качества и лабора15 торных испытаний масел с известной и предлагаемой присадками приведены в табл. 1, На основании лабораторных испытаний присадки, которые показали ее высокую эффективность как многофункциональной, проведены длительные (б00 час) испытания писадки ИХП-136 на двигателе ЯА3-204, результаты приведены в табл. 2.

Таблица 1

Известная присадка

ИХП-136

Показатель

6,0

8 — 14

198 †2

Предмет изобретения

Способ получения многофункциональной присадки взаимодействием алкилфенола, формальдегида и гидроокиси кальция, отличаюи ийся тем, что, с целью улучшения свойств присадки, исходное сырье подают одновремечно, и процесс ведут в присутствии сульфированного дизельного масла и едкого натра.

85 — 90

ОТС

34

1 — 1,5

0 — 0,5

Таблица 2

5 4% ИХП-81

2 6% СБ-3

1,2% ИНХП-21

0,003% ПМС-200А

Показатель

8% БФКУ

8 % ИХП-136

Лак на поршне, балл .

Нагар на днище

Подвижность колец, балл

Составитель T. Щербаненко

Редактор Л. Г. Герасимова Техред Л, Л. Евдонов Корректор О. С. Зайцева,5аказ 866 6 Изд. № 419 Тираж 473 Подписное

LlIIHHIIH Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, OK-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Зольность, %

ГЦелочность, «г КОН7г .

Лабораторные испытания масла Д-11 с 5% присадки: моющий потенциал, Коррозия по ужесточенному методу НАМИ, г/,я-2

Термоокислительная стабильность по методу Папок при

250 С,,иич

Моющие свойства по методу

ПЗВ, балл

Износ первого компрессионного кольца, яг .

Износ комплекса маслосъемных колец, яг

Износ вкладышей шатунных подшипников, лг

Нагар в зоне поршневых колец, мг: в том числе в канавках на кольцах

Нагар на венчике и перемычках, яг .

94,0

124

3,25

2,3

0,95

0,75

2,6

1,9

0,25

242,0

31,0

l5,4

2,35

1,71

0,64

0,48

1,4

1,1

0,0

98,3

23,2

6,3

1,6

1,1

0,5

0,42

1,2

0,88

0,0