Устройство для автоматического управления дренчерными установками
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ЬЛ <х:;ПАТЕНТН1 .- ""Хп " Е б ..ли; ть .-
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
299824
Союз Советских
Содкзлистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 04.111.1968 (№ 1222762/18-24) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 26.1!1.1971. Бюллетень № 12
Дата опубликования описания 25.V.1971
МПК 6 05b 9/06
F 161< 7/17
Комитет по полам изабретеиий и открь.тий при Совета 1т1ииистров
СССР
УДК 621.9-219.2-543 (088.8) Авторы изобретения и заявители
А. Н. Халангот и В. Г. Кошельник
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
ДРЕНЧЕРНЫМИ УСТАНОВКАМИ
Настоящее изобретение предназначено для автоматического включения в случае пожара заградительных дренчерных установок, которыми оборудуются ленточные конвейеры, работающие в шахтах — газо и пылеопасных.
Устройство может использоваться и в других отраслях техники, где необходимо дистанционное или автоматическое управление задвижкаMH.
Известны устройства для автоматического управления дренчерными установками, которые включают водяные завесы до появления открытого огня. Они содержат термопатрон, вентиль, подключенный к магистральному трубопроводу, редукционный и управляемый клапаны, Однако конструкции этих устройств сложны, в них много движущихся элементов, они требуют электрическую или потенциальную энергию, необходимую для приведения устройства в действие.
В предлагаемом устройстве в управляемом клапане выполнено перфорированное седло, состоящее из двух симметричных частей, соединенных между собой втулкой с кольцевыми уплотнениями, причем управляющая полость клапана соединена с магистральным трубопроводом и термопатроном. Такое выполнение позволяет значительно упростить конструкцию и повысить надежность устройства.
На фиг. 1 представлена схема устройства; на фиг. 2 — управляющий клапан.
Отвод на водоснабжение дранчерной установки подсоединяется к магистральному противопожарному трубопроводу 1 через механический вентиль 2. За редукционным клапаном
8 установлен управляемый клапан 4, шток которого взаимодействует с концевым выключателем 5. Управляемый клапан через фильтр 6
10 соединен с магистральным трубопроводом, причем выход клапана сообщается с отводом на дренчерную установку 7. К управляющей камере управляемого клапана также подсоединен высоконапорный рукав 8, оканчиваю15 щийся термопатроном 9. К высоконапорному рукаву подсоединен н.з. вентиль 10, служащий для проверки исправности устройства.
Термопатрон устанавливается между приводными барабанами конвейера и представля20 ет собой медную конусную насадку, заполненную легкоплавким материалом, например воском.
Управляемый клапан (см. фиг. 2) состоит из корпуса 11, имеющего два боковых отвер25 стия: одно — для пропуска штока 12, взаимодействующего с концевым выключателем 5, другое — для подсоединения патрубка высоконапорного рукава.
Седло клапана выполнено из перфорирован30 ного металла и состоит из двух одинаковых
299824 частей — верхней 18 и нижней 14, соединенных между собой втулкой 15, в которую входят хвостовики верхнего и нижнего седла. Между втулкой и деталями седла установлены два кольцевых уплотнения 1б, выполненные из упругого материала, например резины, и служащих для создания необходимого уплотнения клапана и седла.
Сам исполнительный орган 17 клапана выполнен из кольцевой резиновой камеры, концы которой, так же как и детали седла, закреплены болтами в местах стыковки с трубопроводом.
Работает установка следуюшим образом.
В нормальном положении вентиль и термодатчик закрыты. В связи с тем, что давление в магистральном трубопроводе гораздо больше, чем на входе управляемого клапана, вода через фильтр поступает в полость между корпусом клапана и его исполнительным органом. 20
Под действием давления воды исполнительный орган расширяется и, плотно прижимаясь к седлу, перекрывает его проходные отверстия, отсекая воде доступ к дренчерным установкам.
При этом, благодаря кольцевым уплотнениям 25 достигается возможность предотвращения прохода воды в осевом направлении.
Таким образом, нормально управляемый клапан находится в закрытом состоянии. 30
Если в результате пробуксовки или затянувшегося пуска, температура в зоне приводных барабанов транспортера повысится до 50—
60 С, то легкоплавкий материал термопатрона расплавится и будет вытеснен из сопла под 35 действием давления воды, равного давлению в магистральном трубопроводе.
При этом в результате свободного слива воды из насадки термопатрона давление в полости между корпусом и исполнительным органом клапана резко упадет и станет меньшим, чем давление на входе клапана, под действием которого исполнительный орган клапана будет отжат к стенке корпуса, увлекая за собой шток 12. Клапан откроется и подаст воду на дренчерные установки.
Одновременно под действием перемещающегося штока срабатывает концевой выключатель, который отключит конвейерную линию и подаст сигнал о возникновении опасных условий.
Таким образом, благодаря своевременному включению дренчерных установок, возникающий температурный очаг будет подавлен в начальной стадии без участия обслуживающего персонала.
Для приведения защиты в рабочее состояние, достаточно заменить сработавший термопатрон.
Предмет изобретения
Устройство для автоматического управления дренчерными установками, содержащее термопатрон, вентиль, подключенный к магистральному трубопроводу, редукционный и управляемый клапаны, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности устройства, в управляемом клапане выполнено перфорированное седло, состоящее из двух симметричных частей, соединенных между собой втулкой с кольцевыми уплотнениями, причем управляющая полость клапана соединена с магистральным трубопроводом н термопатроном.
299824
Составитель О. В. Поваго
Техред Е. Борисова
Редактор Е. Гончар
Корректор Г. С. Мухина
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1305/7 Изд. № 574 Тираж 473 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4(5