Передвижное измерительное устройство для геоэлектроразведки

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Й И Е 30I660

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Респуолик

Зависимое от авт, свидетельства №

Заявлено 15ЛЧ.1970 (№ 1432918/26-25) с присоединением заявки №

Г1риоритет

Опубликовано 21,1Ч.1971. Бюллетень № 14

Дата опубликования описания 31 V.1971

МПК G Olv 3/00

Комитет по делам изобретений и открытий лри Совете Министров

СССР

УДК 550.837(088,8) fI,:, В. Ф. Сарбаш, P. А. Кеворков, Е. А. Шемякин, В. Д. Жильийкав,.-. . : =;А и А. В. Куликов

Авторы изобретения

Заявитель Казахский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института разведочной геофизики

ПЕРЕДВИЖНОЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

ДЛЯ ГЕОЭЛЕКТРОРАЗВЕДКИ

Изобретение относится к области геаэлек. троразведки, осуществляющей измерения электрической компоненты электромагнитного поля.

Известны подвижные измерительные устройства, выполненные на базе автомашины.

Недостатками указанных устройств являются отсутствие повсеместного надежного контакта с почвой и затрудненное передвижение автомобиля на местности.

Предлагаемое устройство отличается тем, что электроды выполнены в виде соединенных с резервуарами шлангов, имеющих свисающие наконечники с отверстиями для истечения электролита, причем по длине шлангов установлены заслонки, регулирующие истечение электролита. Это позволяет измерять в движении электрическую компоненту электромагнитного поля в различных установках электроразведки, получать стабильное переходное сопротивление, а также облегчать передвижение автомобиля на местности.

На чертеже схематически показано описываемое устройство, Оно состоит из автомобиля 1, в котором размещена измерительная аппаратура 2, прицепа 8, необходимого для увеличения длины приемной линии, резервуаров 4 и 5, изолированных друг от друга и от кузова токонепроводящими подставками б и 7 и "аполненных электролитом 8, шлангов 9 и 10, изготовленных из изоляционного материала, наконечников 11 и 12 с отверстиями, электропроводящих струй И и 14, заслонок 15 и 1б, метал5 лических проводников 17 и 18.

Устройство работает следующим образом.

На исследуемом участке в соответствии с инструкцией по электроразведке раскладывается питающая линия, через которую пропускается переменный ток. Автомобиль (с измерительной аппаратурой 2 и приемными электродами в виде струй 18 и 14 жидкости перемещается по профилям, расположенным в пределах съемочного планшета. Электричет5 ская связь между наконечниками 11 и 12 (участками А и Б земли) и входными клеммами измерительной аппаратуры обеспечивается электрическим проводником на участке

«земля — электрод» и металлическими проводниками 17 и 18 на участке «электрод — аппаратура». Истечение электролита регулируется заслонками 15 и 1б.

При перемещении автомобиля по профилям, расположенным в пределах съемочного планшета, измерения осуществляются без его остановки через выбранные интервалы по линии наблюдения. Н» время измерения заслонка открывается и электролит вытекает из электрода, образуя в воздухе струю, контактирующую с землей. На время переезда к следую301660

Предмет изобретения

12

Составитель 3. П. Попова

Редактор Н. Л. Корченко Техред Л. Я. Левина Корректоры: А. Николаева и Л. Корогод

Заказ 1408/12 Изд. № 585 Тираж 473 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4)5

Типография, пр. Сапунова, 2

iueMy пункту заслонка закрывается, и истечение жидкости прекращается.

1. Передвижное измерительное устройство для геоэлектроразведки, выполненное на базе автомашины, содержащее измерительную aiiпаратуру и приемную линию в виде электродов, укрепленных на раме, отличающееся тем, что, с целью получения стабильного переходного сопротивления и облегчения передвижения машины на местности, электроды выполнены в виде соединенных с резервуарами шлангов, имеющих свисающие наконечники с отверстиями для истечения электролита.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что по длине шлангов установлены заслонки, 10 регулирующие истечение электролита.