Патент ссср 302548

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е 302548

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ с;сз Саеетских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 14.Ill.1969 (№ 1310155/25-8) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 28.1Ч.1971. Бюллетень № 15

Дата опубликования описания 8.IX.1971

МП1 F 16k 17/08

Комитет по делен изобретений и открытий ори Совете Министров

СССР

УДК 621.646(088.8) Авторы изобретения

А. А. Фоломин и О. И. Гируцкий

Заявитель

Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт

КЛАПАН

Известны клапаны для слива рабочей жидкости из вращающихся силовых цилиндров фрикционных муфт преимущественно трансмиссий, содержащие внутри корпуса цилиндра радиально перемещающийся подпружи- 5 пенный запорный элемент. Однако эти клапаны недостаточно надежны в работе из-за использования в их притертых пар деталей.

Предложенный клапан отличается от известного тем, что в нем запорный элемент 10 выполнен в виде двухступенчатого цилиндра с двумя направляющими кольцевыми выступами, установленными в цилиндре клапана с радиальными зазорами, и конической поверхностью перехода между цилиндрами, обеспе- 15 чивающими соответственно подвод р абочей жидкости в полость силового цилиндра при включенном положении клапана через радиальный зазор меукду выточкой большего диаметра и цилиндром клапана и перекрытие ка- 20 нала слива при выключенном положении клапана.

На фиг. 1 показан предлагаемый клапан; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1.

Клапан содержит запорный подвижной эле- 25 мент 1, пружину 2 и расположен в ступенчатом отверстии 8 у наружного диаметра корпуса 4 фрикционной муфты. Диаметр направляющего пояска 5 на большом цилиндре запорного элемента меньше диаметра отвер- 30 стия 8, например, на 0,45 — 0,35 лтм. Диаметр направляющего пояска б на малом цилиндре меньше диаметра отверстия 7 на 0,25—

0,35 лслт, и на этом направляющем пояске выполнены один или несколько пазов или отFpðñòèé 8, т. е. запорный элемент установлен в полости клапана с существенным зазором по направляющим пояскам. Диаметр направляющего пояска 5 больше диаметра направляющего пояска 8, например, в 2 — 2,5 раза.

Отверстие 7 имеет острую кромку 9, на которую насажен своей конусной поверхностью запорный элемент. Отверстие 8 связано с полостью 10 под поршнем фрикционной муфты каналом 11, который не перекрывается направляющим пояском 5 запорного элемента.

Сверху клапан закрыт крышкой 12 (см. фиг. 2), которая крепится винтами 18 к корпусу 4 фрикционной муфты. В крышке 12 клапана выполнен канал 14, а в корпусе 4 фрикционной муфты выполнены каналы 15 и 1б.

При включении фрпкционной муфты рабочая жидкость под давлением от источника питания поступает по каналу 1б и каналу

14 в крышке 12, а также через кольцевую щель, образуемую направляющим пояском 5 запорного элемента и ступенчатым отверстием 8. Обтекая запорный элемент и воздействуя на его верхний направляющий поя302548

50 сок 5, имеющий плоскую форму, рабочая жидкость перемещает его к осп вращения муфты до тех пор, пока он конусной поверхностью не окажется насаженным на острую кромку 9 отверстия 7 и, следовательно, закроет сливное отверстие 7 и канал 15 слива.

Рабочая жидкость под давлением поступает через канал 11 в полость 10 под поршнем силового цилиндра фрикционной муфты и обеспечивает ее включение. Так как канал 11 не перекрывается направляющим пояском 5 запорного элемента, то это позволяет получить постоянную по величине перестановочную гидродинамическую силу, действующую на запорный элемент при включении фрикционной муфты, что исключает «зависание» подвижного элемента клапана в каком-то промежуточном положении. Запорный элемент автоматического клапана закрывает сливное отверстие 7 до тех пор, пока рабочая жидкость в канале 16 находится под давлением.

При включении фрикционной муфты давление рабочей жидкости в канале 16 снижается до нуля. B связи с этим запорный элемент под действием пружины 2, а также под действием кратковременного потока масла, идущего из полости 10 через канал 11 на слив, перемещается и открывает сливные каналы 7 и 15. По этим каналам в картер коробки передач сливается масло, находящееся в полости 10 силового цилиндра и в подводящих каналах 14 и 16. Вес запорного элемента, пружины 2 и диаметр отверстия 7 с острой кромкой 9 выбираются из условия равенства центробежной силы запорного элемента и пружины силе давления рабочей жидкости на запорный элемент, которая возникает от вращения корпуса фрикционной муфты. В связи с этим работа клапана не зависит от скорости вращения фрикционной муфты.

Силы, перемещающие запорный элемент во время включения и выключения фрикционной муфты, создаются, во-первых, давлением потока жидкости на поверхности этого элемента, и, во-вторых, пружиной. Вследствие того, что направляющий поясок 5 на большом цилиндре имеет плоскую форму и благодаря этому представляет большое гидродинамическое сопротивление для потока масла и так как его диаметр больше диаметра пояска б, а следовательно, и диаметра отверстия 7 с острой кромкой 9, закрываемого подвижным элементом при включении муфты, IEcppcTBIEQвочные силы клапана достигают 10 — 15 кг при давлении рабочей среды в подводящем канале 4 — 6 кг/сл - . Сила, удерживаю цая запорный элемент автоматического клапана у отверстия 7 с острой кромкой 9, определяется давлением рабочей среды и диаметром этого гнезда.

Зазоры между направляющими поясками 5 и б запорного элемента и отверстиями 3 и 7 составляют 0,25 — 0,35 л л и не нуждаются в притирке. В связи с большими зазорами приржавливание, засорение или заедание запорного элемента автоматического клапана исключено.

Таким образом, предлагаемый автоматический клапан имеет простую технологическую конструкцию, надежен в работе и обеспечивает быстрое заполнение рабочей жидкостью силового цилиндра при включении фрикционпой муфты и ее быстрый слив прп выключении муфты за счет больших перестановочных сил, действующих на запорный элемент автоматического клапана независимо от скорости вращения фрикционпой муфты.

Предмет изобретения

Клапан для слива рабо Icil жидкости из вращающих силовых цилиндров фрикционных муфт, преимущественно трансмиссий, выполненный в виде радиально перемещающегося подпружиненного запорного элемента, расположенного в корпусе цилиндра, от.гLE (àioикайся тем, что, с целью повышения надежности работы клапана, независимо от скорости вращения фрикционной муфты, и исключения из конструкции притертых ЕЕ2р деталей, запорпый элемент выполнен в виде дву:ступепчачого цилиндра с двумя направляющими кольцевыми выступами, установленными в цилиндре клапана с радиальными зазорами, и ко поверхностью перехода между цилиндрами, обеспечивающими соответственно подвод рабочей жидкости в полость силового цилппдра при включенном положении клапана через радиальный зазор между выточкой большего диаметра и цилиндром клапана и перекрытие канала слива при выключенном положении клапана.