Патентко-пхки^е^ядя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
3О4378
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидсгс Ib"тва М
Заявлено 22.IV.1968 (№ 1238871,25-28) с присоединением заявки М
Приоритет
Оп бликовано 25Л .1971. Бюллетень М 17
МПК Г 16h 3, 72
Комитет по делам иэобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 621.833.38(088.8) Дата опубликования описания 9Л I I.1971
ЮЕН1КО-ТД,,; 1 -р г, 6H6llNO7t у,А
Авторы изобретения
Г. А. Шаумян и Ю, М. Ермаков
Московское ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени высшее техническое училище им. H. Э. Баумана
Заявитель
МЕХАНИЗМ ВЫБОРКИ ЗАЗОРОВ В ЧЕРВЯЧНОЙ ПЕРЕДАЧЕ
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к механизмам выборки зазоров в червячных передачах.
Известен механизм выборки зазоров в червячной передаче, содержащий приводной вал, двухшаговый червяк, червячное колесо и запирающее устройство.
Недостатком такого механизма является невозможность автоматической выборки зазоров, что становится необходимым во мно- 10 гих современных передачах.
С целью автоматической выборки зазоров в предложенном механизме червяк имеет внутренние винтовые шлицы, взаимодействующие со шлицами приводного вала, который 15 дополнительно связан с червяком через запирающее устройство. Для повышения точности передачи одна из опор червяка может быть фиксирована в осевом направлении с помощь|о гайки с наружными зубьями, сцеп- 20 ленной с рейкой, подпружиненной в направлении своей осп.
На фпг. 1 показан предложенный механизм; на фиг. 2 — то же, с одной подвижной опорой червяка. 25
Механизм содержит приводной вал 1, двухшаговый червяк 2, червячное колесо 8 и запирающее устройство 4. Двухшаговый червяк имеет внутренние винтовые шлицы, взаимодействующие со шлицами приводного вала, 30 который дополнительно связан с червяком через заппра|ощее устройство. Опора 6 червяка 6 фиксирована в осевом направлении при помощи гайки 7 с наружными зубьями, сцепленной с рейкой 8, подпружиненной в направлении своей оси.
Механизм работает следующим образом.
При вращении приводного вала 1 крутящий момент передается двухшаговому червяку 2 за счет винтового шлицевого соединения. Встречая сопротивление червячного колеса 3, двухшаговый червяк смещается в направлении, обратном вращению червячного колеса. Это смещение происходит до тех пор, пока сила сопротивления червячного колеса не уравновесится восстанавливающей силой в шлицевом соединении, которая растет быстрее, чем сила сопротивления. При осевом сдвиге двухшагового червяка 2 происходит его поворот относительно приводного вала 1, что фиксируется запирающим устройством 4.
Чеханпзм с подвижной опорои червяка работает следующим образом.
Прп вращении приводного вала 9 вращение передается червяку 6 через гильзу 10.
Червяк, встре|ая сопротивления червячного колеса 8, смещается в направлении, противоположном вращению колеса, до выбора зазоров в зацеп.кении. Вместе с червяком 6 смещается опора 5, которая не может поворачн304378
Предмет изобретения
%az /
Составитель Е. Андреенкова
Редактор М. В. Макарова Техред Л. Я. Левина Корректор 3. И. Тарасова
Заказ 1829/15 Изд. Ке 760 Тираж 473 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4!5
Типография, пр. Сапунова, 2 ваться относительно корпуса 11. При этом гайка 7 навинчивается на опору на величину хода последней. В результате осуществляется плотный контакт гайки с корпусом 11. При возникновении попутной силы на червячном колесе 8 червяк 6 через опору 5 и гайку 7 жестко замыкается на корпус, и осевого сдвига не происходит.
1. Механизм выборки зазоров в червячной передаче, содержащий приводной вал, двухшагов61Й червяк, червячное колесо и запирающее устройство, Отличающийся тем, что, с целью автоматической выборки зазоров, червяк имеет внутренние винтовые шлицы, взаимодействующие со шлицами приводного вала, который дополнительно связан с червяком через запирающее устройство.
2, Механизм HO п. 1, отличающийся тем, что, с целью повышения точности передачи, одна из опор червяка фиксирована в осевом направлении при помощи гайки с наружными зубьями, сцепленной с рейкой, подпружиненной в направлении своей Оси.