Ротор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАЛИ В

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Соеетскик

Социалистические

Ресоублик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 1О.Ъ 11.1967 (№ 1170077!24-7) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 04.1Х.1972. Бюллетень ¹ 26

Дата опубликования описания 18.XI I.1972

М. Кл. Н 02k 1. 06

Комитет оо делам изобретений и открытий ори Сосете Мииистрое

СССР

УДК 621.313.32-81.045.7 (088.8}

Авторы изобретения Б. Л. Коновалов, В. С. Кильдишев, В. Б. Каплунов, В. И, Токарев, Б. В. Спивак, fi. И. Бялый, А. А. Чигиринский, Е. Х. Глидер, О. Б. Градов, Д. Б. Карнман, И. Я. Карташевск)1й и. И. Я, Черемисов

Заявитель.РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Известен -ротор электрической зяашины, например турбогеисратора,:зубцы торцовых частей которого элсктрнчсски соединены короткозамыкающими кольцами-демпферами из меди, расположенными в кольцевых канавках под обмоткой.

При такой конструкции демпфсры значительно удалены от поверхности бочки ротора, наиболее подверженной действию вихревых токов.

В предлагаемом роторе дсмпферы имеют зубцы, повторяющие, форму зубцов ротора, и расположены в радиальных кольцевых канавках, внутренний диаметр которых меньше диаметра дна пазов обмотки возбуждения.

Канавка может быть либо выполнена на наружной поверхности ротора на некотором расстоянии or торца бочки, либо образована кольцевой выгочкой в торцовой части бочки ротора и насаженным на вал запорным кольцом. В первом случае демнфер выполняется разрезным нз нескольких сегментов, имеющих в поперечном сечении клиновидную форму с утолщением к менынслту диаметру, во втором случае — н виде неразъелтного кольца и в поперечном сечении также имеет клиновидную форму.

1lа фиг. показан демпфер в кольцевой канавке на наруж)гой поверхности бочки ротора; на фнг. 2 — демпфер в кольцевой канавке, образованной кольцевой выточкой и торцовой части бочки ротора и кольцом, н!)с!)женным III! вал ротора.

В теле бочки ротора 1 (фнг. 1) выполнена кольцевая канавка 2, внутренний диаметр которой меньше диаметра дна пазов обмотки возбуждещ)я 3. В эту канавку заложен клинов ндны и дел! н !1)(р 4, ocTOII Il! I! É из двух ил н более сегментов. Демнфср нрижнлт!)стси к

10 торцал! зубцов с нолтощью клиновых распорок 5 нз Tolо же материала, что и дсмпфср.

Одновременно распорки замыка!от ссгмснгы в местах с) ыка. В верхней части демнфср и распорки опираются на бандажнос кольцо 6.

15 1!а фнг, 2 демнфер 4 расположен в кольце. вой канавке, образованной выточкой в торцовой части бочки ро" îðà н кольцом 7, удерживаел)ым от смещения в осевом нанравлс IIIIII шпонкой 8.

20 Торец бочки ротора н сопрягающийся L ннм торец дел!пфера выполнены коническими для надежного контакта эгнх новсрхнос гси прн работе элскI ðIÿåcêой м Iшнны.

11редмет изобретения

1. Ротор электрической машины, в часгнос)н турбогенератора, имеющий н торцовых частях бочки кольцевые демнферы нз материала с высокой электрической проводи30 мостью, зле к р н чески соеди не)иыс с железом

Составитель А. Воинов

Техред Е. Борисова

1- едактор Ь. Федотов

Корректор Е. Усова

Заказ ф »

Изд. И Тираж /ЗО

Подписное

111114И1111 Государственного комитета Совета Министров СССР но делам изобретений и открытий

Москва, 113035, Раушская наб., 4

Предприятие х11атент», Москва, Г-59, Бер жковская наб., 24 ротора, отличающийся тем, что, с целью уменьшения нагрева в торцовой зоне ротора

ll IloBIIIIIcIIIIII допустимой нагрузки в несимметричных, асинхронных и переходных режимах, демпферы снабжены зубцами, повторяющими форму зубцов ротора, и расположены в радиальных кольцевых канавках, глубина которых больше глубины дпа пазов обмотки возбуждения.

2. Ротор IIo п, 1, отличающийся тем, что радиальная кольцевая канавка для демпфера выполнена на наружной поверхности ротора, а демпфер состоит из отдельных сегментов, имеющих в поперечном сечении клиновидную форму с утолщением к меньшему диаметру.

5 3. Ротор по п. 1, отличающийся тем, что радиальная кольцевая канавка для демнфера образована кольцевой выточкой в торцовой части бочки и насаженным на вал запорным кольцом, а демпфер выполнен в виде не1О раз ьемного кольца, имеющего в поперечном сечении клиновидную форму.