Лаг

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 42о, 9, В:." - .-1- М -". о ®4®

АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ л а г а.

К авторскому свидетельству К. А. Козловекоге, заявленному

4 июля 1931 года (спр. о перв. 91116).

0 выдаче авторского свидетельства опубликовано 31 мая 1933 года.

Изобретение относится к приборам для определения скорости движения судна по скорости вытравливания за борт определенной длины лини, с прикрепленным к нему опущенным на дно водоема грузом. Прибор назначается для речного судоходства и для производства маршрутных съемок и гидрографического описания рек.

Линь на предлагаемом лаге сматывается со счетного шкива с измеренной окружностью. Количество оборотов шкива регистрируется на циферблате, и после известного заранее определенного., количества-оборотов шкива раздается звонок или замыкается электрическая сигнальная цепь. Лебедка, с которой вытравливается линь, устроена вращающейся вокруг вертикальной оси и снабжена алидадой для определения дрейфа или сноса судна. Для определения же курса судна вместо алидады, как видоизменение, может применяться также компас-с пеленгатором, Грузом для опускаемого в.воду линя служит неболыной якорь с подвижными лапами, складывающимися при заранее установленном предельном натяжении линя.

На чертеже фиг. 1 изображает общий вид вращающейся вокруг вертикальной

З77 оси лебедки с вьюшкой для диня и звонком; фиг. 1 — схему видоизменения верхней части лебедки с компасом и пеленгатором; фиг. 2 — схему нижней части лебедки с лимбом; фиг. 3 — якорь с раздвижными лапами; фиг. 4 — якорь со сложенными лапами.

Лаг состоит из лебедки 1 (фиг. 1) со счетным шкивом с намотанйым на вьюшку лебедки линем 3 и привязанного к ходовому концу линя якоря со складывающимися лапами (фиг. 3 и 4). Лебедка (фиг. 1) состоит из вертикальной раз.двоенной станины- 1, внутри которой на горизонтальных осях насажен счетный шкив 5 с желобком, точная длина окружности которого известна, и из вьюшки 2, служащей для наматывания линя 3.

Вьюшка 2 и шестерня 7 наглухо насажены на одну и ту же горизонтальную ось„свободно вращающуюся в подшипниках, помещенных в щеках станины 1.

Шестерня 7 сцеплена с шестерней 4, имеющей рукоятку 6, служащую для вращения, при помощи описанной передачи, вьюшки 2 при быстром наматывании на нее линя 3. Ручка 8 назначена для упора второй (левой) руки наблюдателя при вращении рукоятки б и для облегчения вращения всей лебедки вокруг вертикальной оси. Счетный шкив 5 наглухо насажен на ось 9, вращающуюся в подшипниках, укрепленных в станине 1.

Ось 9(фиг. 1) заканчивается червяком 11, сцепленным с шестеренкой 12, вращаю, щейся на оси 73, перпендикулярной к плоскости чертежа. На зубчатке 72 имеется выступ (шпенек) 14, перпендикулярный к плоскости чертежа. При вращении зубчатки 12 шпенек 14, проходя мимо выступа пружины 15, отводит ее. и этим же отводит молоточек 16 насаженный на конце пружины 15. Пр и дальнейшем вращении зубчатки 12 шпенек 14 соскакивает с выступа пружинки 75, которая, отскакивая, заставляет ударить укрепленный на другом ее конце молоточек о звонок 19., На .шестеренке 12 имеется укрепленный на пружинке шпенек 17, который при вращении зубчатки 12 в нужный момент задевает за неподвижный контакт 18, изолированный от корпуса лебедки эбонитовым кругом. .Контакт 18 соединен проводом 20 с изолиро- ванной от корпуса прибора металлической пластинкой 21 (фиг. 1), по которой скользит контакт 22(фиг. 2), соединенный с изолированным от корпуса лебедки зажимом. -Другой зажим 22 не изолирован от корпуса прибора и служит для присоединения к прибору другого провода от электрического звонка, установленного вблизи наблюдателя (например, на мостике парохода). Вследствие инерции вьюшки 2, искажающей представление о скорости хода, для подтормаживания вьюшки 2 устроен винтовой тормоз 23 (фиг. 1), при помощи которого можно, парализовать инерцию вьюшки и даже совсем ее останавливать. Вся лебедка вращается вокруг вертикальной оси. Станина 1 укреплена на диске 24 (фиг. 1), концентрически наложенном и частично вложенном в лимб 25. Оба диска соединены при помощи болта 26 с шайбой и - гайкой 27. Трущиеся поверхности дисков 24 и 25 смазываются маслом. На лимбе 25 нанесены дела ия от 0 до 90 в каждую сторону от диаметра плоскости лебедки, позволяющие отсчитывать углы от кормы до обоих траверсов (левого и правого). На алидаде для этого помещен указатель 28. На верхней части лебедки помещена алидада 29 с диоптрами (фиг. 1). Адидада 29 снабжена винтами, позволяющими устанавливать ее так, чтобы коллимационная плоскость совпадала с вертикальной плоскостью, проходящей через плоскость счетного шкива и диаметр нижней алидады 24, на которой находится указатель 28.

В виде варианта, вместо алидады 2 можно установить компас с пеленгатором (фиг. 1 ). В этом случае отпадает необходимость в делениях лимба 25 и самом указателе 28..Вся лебедка укрепляется на деревянной подставке 30 при помощи винтов. Линь 3 представляет собой стеклинь или английский шпагат, способные выдержать на разрыв 20 кг.

Основными частями якоря (фиг, 3 и 4) являетса веретено 31,, представляющее собой полую, трубку, снабженную нарез. кой для навинчивания крышки 32 и вырезами для лап якоря. Лалы якоря укреплены на шарнира» 33 и снабжены в пле 1евом конце выступом 35. При помощи дужек 34, укрепленных на шарнирах, лапы 40 якоря соединены. со скользящей муфтой 39. Пределом для скольжения по веретену для муфты 39 является неподвижное кольцо Зб; Внутри веретена находится стержень 37 с очком для при- в вязывания линя 3 и с утолщением в виде цилйндра 38 на другом конце. На стержень 37 надета стальная пружина 41, . упором для которой является крышка 32 с одной и цилиндр 38с другой стороны, Во время работы лага лебедка (фиг. 1) устанавливается на корме судна, -Если лаг имеет алидаду 29 и лимб 25 (фиг. I), то линия, проходящая через нуль и центр лимба 25, должна быть параллельна диаметральной плоскости судна. При работе с компасом выполнение этого условия не требуется. На вьюшку лебедки намагывается 100 в 150 метров стеклиня. При глубинах в 20 — 30 метров, по всей вероятности, прядется -брать линя больше. Вьюшка 2. рассчитана на

300 метров . стеклиня. Ходовой конец пропускается через счетный шкив 5, а коренной конец закрепляется на вьюшке.

К ходовому концу стеклиня привязы-— вается за очко якорь с раскрытыми лапами. Вращением вокруг вертикальной оси при помощи ручек б и 8 лебедка (фиг. 1) устанавливается, примерно, в направлении движения судна, при чем нуль лимба и указатель 28 должны. быть направлены к носу судна. В случае работы с парохода от контактов 22 и 22 мостик командира проводятся два и ированных провода и включаются в установленную там батарею электрических элементов с электрическим звонком. По

- сигналу командира, или наблюдателя работающий на лаге выбрасывает за борт якорь и при помощи ручки 8, наблюдая через диоптры или пеленгатор, путем вращения лебедки вокруг вертикальной оси совмещает плоскость визирования с направлением вытравляемого за борт линя.

Якорь, падая на дно, зацепляется двумя из своих лап за грунт и заставляет лебедку распускать (вытравливать) соеди-, няющий ее с якорем линь. Путем под вннчивания тормоза 23 вытравливаемый линь держится в натянутом положении, не допускающем как излишней слабины, так и буксировки якоря -за судном. Вытравливаемый линь, проходя через счетный шкив 5, заставляет его вращаться.

Сцепленный со своей осью 9 шкив- о вращает помещенный на его конце червяк 1/ и сцепленную с последним шестеренку 12. Шестеренка 12, вращаясь, включает один раз за полный свой обо-. рот механический звонок и один раз электрический звонок (последний может быть, по желанию, не включен). Передача к звонку рассчитана так, что звонки звонят через 50 оборотов счетного шкива, что соответствует 25 метрам вытравленного линя диаметром в 2 мм. Работающий на лаге, направив алидаду 29нато место, где линь вводится в воду, производит отсчет по лимбу 25, согласно показанию указателя 28 и тем самым дает поправку на дрейф или сйос. Если работа ведется по варианту (фиг. 11), то работающий1на лаге просто определяет магнитный азимут направления вытравливаемого линя. Якорь находится в воде с раскрытыми лапами (фиг. 3). Две лапы якоря держат его в грунте, причем выступ 35 упирается в цилиндр 38. Пружина 41 и упор 36 не позволяют лапам сложиться, причем пружина 1 рассчитана таким образом, что ее упругость достаточно велика для того, чтобы не позволить лапам сложиться при том натяжении, которое нужно для вращения вьюшки и вытравливания линя. Когда же . является необходимость вытащить

I якорь, тормоз 23 лебедки (фиг. 1) при помощи винта прижимается вплотную к щеке вьюшки 2. Вьюшка останавливается и линь ые может больше свободновытравлйваться. При этом получается рывок, передающийся по линю к стержню 37 якоря. От рывка стержень 37якоря сжимает пружину 41 и цилиндр 38 освобождает место для рогов якоря и их выступов 35. Под.действием натяжения-; начинающего уже тащить якорь ко дну, лапы складываются и занимают положение, указанное на фиг. 4. Вто же время сопротивление якоря вытаскиванию уменьшается, пружина 41 разжимается и отводит стержень 37 с цилиндром 38 в исходное положение, чем лапы 40 запираются и не могут уже сами вновь раскрыться, Дужки 84 якоря служат для складывания тех лап якоря, которые в момент рывка не встречают сопротивления извне. Сое- диняя все три лапы скользящей муфтой 39, дужки 34 при складывании хотя бы одной лапы заставляют сложиться и остальные.

Для приведения якоря вновь в рабочее положение надо оттянуть рукой муфту 39, развернуть лапы и отпустить стержень 37, который под действием пружины войдет в веретено 31 и цилиндр 38 и установит лапы в рабочем положении. Вращая рукояткой б лебедки шестерню 4, сцепленную с меньшей шестерней 7, неподвижно насаженной на одной оси с вьюшкой 2, можно быстро намотать на вьюшку линь и выбрать в лодку якорь.

Предмет изобретения.

1. Лаг для определения скорости движения судна по скорости вытравливания за борт определенной длины линя с прикрепленным к нему грузом, находящимся на дне водоема, отличающийся применением установленного на лебедке 1 счетного шкива 5, через который перекинут вытравливаемый с вьюшки 2 линь и который при посредстве червяка 11 сцеплен с шестерней 12, включающей через определенное число оборотов счетного шкива механический звонок или замыкающей электрическую сигнальную цепь.

2. При лаге по п. 1 применение, с целью определения курса судна и величины дрейфа (сноса) судна, приспособления, отпичающвгфся тем, что система, с котоу г /

Ю. 3.

Тип. «Искра> рой вытравливается линь, устроена вращающейся,вокруг вертикальной оси и снабжена алидадой 29 сдиоптрами и лимбом 25.

- 3. Видоизменение лага по п.п. 1 и 2, состоящее в том, что, с целью определения курса судна, вместо алидады 29 применен компас с пеленгатором.

4. При лаге по п.п. 1 — 3 применение, в качестве груза для линя, якоря со складывающимися, при установленном

l заранее предельном натяжении линя, лапами, отличающвгвся тем, что в веретене помещена пружина 41 соответствующей упругости; удерживающая цилиндр 38, укрепленный на стержне 37 и препятствующий складыванию лап якоря, пря - остановке же вращения вьюшки 2 допускающая, вследствие уве- личившегося натяжения линя, перемещение цилиндра 38 с целью освобождения лап. 40 якоря.

1. 4