Статор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

-- ьь OR-,:,,т„.1

ПА1;,,, г;; :в -,„, „. библиот па т,;>+

306596 описднис изоьретения

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Соеетскиз

Социалистичвскиа

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 02.I I I.1970 (№ 1409262/24-7) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 11 VI.1971. Бюллетень ¹ 19

Дата опубликования описания 19.VII.1971

МПК Н 05k 5 24

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УДК 621.313.3.042.5 (088.8) Автор изобретения

В. Л. Судариков

Заявитель

СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к устройствам упругой подвески сердечника статора турбогенератора к корпусу.

Указанное устройство служит для изоляции корпуса и фундамента турбогенератора от вибраций сердечника, являющихся причиной шума, затрудняющего эксплуатацию машины, и поломок машины.

Известно устройство подвески, совмещенное со стяжными ребрами, закрепляющими сердечник в корпусе, имеющими ряд продольных тангенциальных сквозных прорезей.

Прорезь отделяет от тела ребра его пружинющую верхнюю часть, имеющую форму пластины с прямоугольным поперечным сечением. Прямоугольник поперечного сечения пружины для обеспечения радиальной эластп шости подвески сужен в радиальном и вытянут в тангенциальном направлении относительно сердечника статора. Такая форма пружины противоречит у словию получения эластичности подвески в тагенциальном направлении.

Для компенсации этого дефекта хвост ребра выполняется узким.

Последнее является серьезным недостатком, так как при поворотах хвоста внутри паза сердечника хвост и паз медленно разрушаются. Разрушение выражается в изменении геометрии и износе сопрягаемых поверхностей, в появлении значительных зазоров между хвостом ребра и сердечником. Возникают взаимные перемещения и соударения сопрягаемых деталей, нарушается непрерывность цикла

5 работы подвески. С увеличением зазоров растет сила соударения хвоста и сердечника, растет шум до величин, затрудняющих эксплуатацию машины, происходят поломки элементов устройства. Таким образом, примене10 ние узкого хвоста для получения тангенцпальной эластичности устройства подвески является нежелательным.

Цель изобретения — обеспечить тангенциальную упругость подвески и повысить на1s дежность работы машины.

Для этого крепление пружинящих элементов ребра к корпусу выполнено шарнирным, например, при помощи круглого валика, ось которого параллельна оси машины.

20 На фпг. 1 изображен статор с устройством упругой подвески в продольном разрезе; на фиг. 2 — участок подвески в продольном разрезе, проходящем через ось валика; на фиг. 3 — участок подвески с серьгой со шлп25 цом в продольном разрезе, проходящем через ось валика; на фиг. 4 — то же в поперечном разрезе.

Сердечник статора 1 собран на стяжных ребрах 2 с широким хвостом 8 (см. фиг. 4).

30 каждый пружинящий элемент 4 ребра отде306596 лен от тела ребра сквозной продольной тангенциальной прорезью 5 и своей площадкой б, расположенной посередине между двумя плечами пружины, сопряжен с поперечной внутренней стенкой корпуса 7 посредством планки 8 с поперечной серьгой (см. фиг. 2) цилиндрического валика 9 и двух пластин 10 с отверстием под валик. Планка 8 и пластины 10 соединены соответственно с ребром и корпусом статора любым известным способом, например сваркой. Планка 8 может иметь серьгу со шлицем посередине ее толщины (см. фиг. 3), в этом случае ставится одна пластина 10. Валик 9 фиксируется в серьге и планке любым известным способом, например разрезным стопорпым кольцом 11.

В поперечных внутренних стенках корпуса для размещения серьги в планке 8 сделан вырез 12 (см. фиг. 4), перекрываемый пластинами 10. Планка 8 вместе с площадкой б ребра могут поворачиваться вокруг валика 9, обеспечивая воз Io?Kность работы пружинящего элемента 4 на закручивание относительно тела ребра 2, что увеличивает тангенциальную эластичность подвески до необходимой величины.

Радиальная эластичность при это» сохраняется, угол и частота поворота планки при

5 изменении нагрузки машины малы, вследствие чего энергия, выделяемая при этом в контакте трения, также мала, что обеспечивает стабильность шарнира и работы подвески.

10 Предмет изобретения

Статор электрической машины, содержащий корпус и сердечник, упруго закрепленный в нем посредством стяжных ребер, в каждом из

15 которых выполнено несколько смещенных по длине продольных сквозных тангенциальных прорезей, отделяющих от ребра пружинящие элементы, в своей средней части прикрепленные к корпусу, отличающийся тем, что, с це20 лью повышения надежности работы машины, крепление пружинящих элементов ребра к корпусу выполнено шарнирным, например, при помощи круглого валика, ось которого параллельна оси машины.

4нг / ч иг 4

Составитель А. Лисов

Корректор Т. А. Китаева

Тек )c;> Л. Я. Левина

Редактор В. В. Фельдман

Типография, гр, Сапунова, 2

Заказ 1966/4 Изд. ¹ 346 Тираж 473 Подписное

III-:I4I4IIII Комитета по делам изобрстсний и открытий при Совете Министров СССI

Москва, ß(-35, Раушская наб., д. 4, 5