Устройство для управления электродвигателем постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

307475

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹

Заявлено 23Х.1969 (№ 1332879, 24-7) с присоединением заявки ¹

Приоритет

Опубликовано 21.Ъ 1.1971. Бюллетень ¹ 20

Дата опубликования описания ЗОЛ П.1971

МПК Н 02р 5/16

Комитет по делам иаобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УДК 621.316.718.5 (088,8) Авторы изобретения

Г. А. Белов и В. А. Лабунцов

Чувашский государственный университет им. И. H. Ульянов

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ

ПОСТОЯННОГО ТОКА

Известны устройства для управления электродвигателем постоянного тока, содержащие тиристорный регулятор, коммутирующий конденсатор, подключенный параллельно якорю двигателя, и коммутирующий дроссель, вве- 5 денный последовательно в цепь источника питания. Однако такие устройства не обеспечивают бесконтактного регулирования режимов рекуперативного торможения и реверса.

В предлагаемом устройстве регулятор вы- 10 полнен в виде моста, содержащего четыре симметричных тиристора, на вход которых подключены цепи независимого и зависимого управления, а между зажимами якоря, включенного в диагональ моста, и общей точкой 15 коммутирующего дросселя и источника питания встречно его напряжению подключены дополнительно два тиристора.

На чертеже представлена схема описываемо- 2О

ro устройства.

Якорь 1 двигателя включен в диагональ мостового регулятора, выполненного на симметричных тиристорах 2-5. На вход тиристоров

2-5 подключены цепи независимого и зависи- 25 мого управления (на чертеже не показаны) так, что в процессе работы симметричные тиристоры 2 и 3 функционально эквиваленты каждый двум встречно-параллельно соединенным обычным тиристорам, а симметричные ти- 3о ристоры 4 и 5 эквивалентны каждый встречнопараллельно соединенным тиристору и диоду.

Таким образом, устройство может быть выполнено и на обычных тиристорах и диодах.

Параллельно якорю двигателя подключен коммутирующий конденсатор 6, а в цепь источника 7 питания введен коммутирующий дроссель 8. Между зажимами якоря и общей точкой источника питания и коммутирующего дросселя подключены встречно напря>кенщо источника тиристоры 9 и 10.

Устройство работает следующим образом.

В двигательном режиме при включении симметричных тирпсторов 2 и 5 в цепи резонансного контура конденсатор 6 — дроссель 8 формируется импульс тока. Напряжение а якоре 1 изменяется в соответствии с изменением напряжения на конденсаторе 6. Синусоида тока дросселя при этом смещена относительно оси абсцисс на величину тока якоря двигателя. По окончании периода колебаний тока дросселя 8 тиристоры 2 и 5 гаснут и начинается процесс перезаряда конденсатора 6 током якоря. В момент перехода напряжения на конденсаторе через нуль включаются тиристоры 2 и 8 и ток якоря, поддерживаемый э.д.с. самоиндукции, замыкается по цепи этих тиристоров. Затем включается тиристор 5, и в цепи резонансного контура вновь формируется импульс тока. Изменяя частоту эгих

307475

Предмет изобретения

Составитель О. А. Коссов

Редактор А. Ю. Пейсоиенко Техред А. А. Камышникова Корректор Л. А. Царькова

Заказ 2171/7 Изд. № 904 Тираж 473 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 импульсов, можно регулировать скорость двигателя в широких пределах.

При реверсировании или переводе двигателя в тормозной режим в момент перехода напряжения на конденсаторе б через нуль якорь

1 двигателя не закорачивается. Поэтому конденсатор продолжает перезаряжаться током якоря до тех пор, пока напряжение на нем не станет равным напряжению источника 7. В этот момент открывается тиристор 10 и энергия поступает в источник по цепи: тиристор

4 — тиристор 10 — якорь 1. При переходе тока якоря через нуль тиристоры 4 и 10 закрываются. Ток якоря изменяет направление, замыкаясь через конденсатор б, и стремится перезарядить его до положительного напряжения, превышающего напряжение источника.

В момент, когда эти напряжения сравняются включаются тиристоры 5 и 9 и осуществляется рекупевация энергии в источник. В тормозном режиме.;c определенной частотой включается также,. тиристор 8, что обеспечивает резонансный перезаряд конденсатора б до отрицательного" напряжения по цепи: тиристор 9— дроссель 8 — тиристор 8 и позволяет изменением частоты импульсов осуществлять регулирование тормозного тока.

Аналогично управляя тиристорами 8-5, можно изменять направление вращения двигателя. Торможение при этом направлении вращения осуществляется так, что сначала (пока ток якоря не изменил направления) энергия поступает в источник 7 по цепи тиристоров 5 и 9, а после изменения направления то5 ка рекуперация энергии происходит по цепи тиристоров 4 и 10. С определенной часто.ой при торможении включается тиристор 2.

Такое выполнение устройства обеспечивает бесконтактное регулирование режимов реку10 перативного торможения и реверса.

Устройство для управления электродвигате15 лем постоянного тока, содержащее тиристорный регулятор, коммутирующий конденсатор, подключенный параллельно якорю двигателя, и коммутирующий дроссель, введенный последовательно в цепь источника питания, отли20 чаюи ееся тем, что, с целью обеспечения бесконтактного регулирования режимов рекуперативного торможения и реверса, регулятор выполнен в виде моста, содержащего четыре симметричных тиристора, на вход которых

25 подключены цепи независимого и зависимого управления, а между зажимами якоря, включенного в диагональ моста, и общей точкой коммутирующего дросселя и источника питания встречно его напряжению подключены до30 полнптельно два тиристора.