Регулируемая рулевая колонка колесного транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

0ПИСА

ИЗОБ ЕтЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 09.VII.1968 (№ 1261447/27-11) с присоединением заявки №вЂ”

Приоритет

Опубликовано 0!.Ч11.1971. Бюллетень № 21

Дата опубликования описания 1.IX.1971

МПК В 62d 1/18

Комитет по делам изобретений и открытий лри Совете Министров

ССС;

УДК 629.113.014.5 (088.8) Авторы изобретения

И. Н. Зверев и И. А. Сухоруков

Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева

Заявитель

РЕГУЛИРУЕМАЯ РУЛЕВАЯ КОЛОНКА КОЛЕСНОГО

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к рулевым управлениям автомобилей.

Известны регулируемые рулевые колонки колесных транспортных средств, содержащие прикрепленный к панели кузова неподвижный кожух, телескопически соединенный с подвижным в осевом направлении корпусом, внутри которого установлен рулевой вал, верхний конец которого посредством универсального шарнира соединен с валом, несущим рулевое колесо, фиксаторы осевого и наклонного положения рулевого колеса, причем фиксатор осевого положения выполнен в виде подпружиненного фрикционного элемента, контактирующего с неподвижным кожухом. Однако при аварии водитель ударяется о рулевое колесо, что приводит к его травме или гибели.

Целью изобретения является поглощение энергии удара водителя о рулевое колесо при аварии и обеспечение оптимального реактивного усилия.

Для этого внутренняя часть неподвижного кожуха выполнена в виде наклонной плоскости, срезаемой при ударе установленным на упомянутом фрикционном элементе резцом.

На фиг. 1 показана предлагаемая рулевая колонка в общем виде; на фиг. 2 — узел регулирования в изометрии; на фиг. 3 и 4 — то же, в двух проекциях.

Рулевая колонка состоит из корпуса 1 коробчатой формы, с которым шарнирно при помощи соосных шайб-цапф 2 связана труба 8 колонки, карданных валов 4 и 5 с карданным

5 шарниром б, центр которого совпадает с осью шайб-цапф 2, и неподвижного кожуха 7. Внутри корпуса 1 установлены регулировочный винт 8 и опорный штифт 9. Винт 8, шарнирно установленный в корпусе с помощью гайки 10, 10 распорной шайбы 11 и ручки 12, можно вращать относительно собственной оси. Опорный штифт 9 укреплен в корпусе неподвижно.

Резьбовая часть регулировочного винта взаимодействует с резьбовой частью П-образного

15 фиксатора 18, который с другой стороны опирается на штифт 9 и может поворачиваться относительно общей оси винта 8 и штифта 9, а при вращении винта 8 (при помощи ручки

12) перемещаться вдоль этой оси. П-образный

20 фиксатор имеет цилиндрический шип 14, который находится в одном из двух цилиндрических вырезов 15 и 1б гребенки 17. Вырез 15 служит для фиксации колонки в откинутом положении, а вырез 1б — в рабочем. В проре25 зи боковой стенки корпуса 1 с помощью оси

18 шарнирно установлен рычаг 19, который под действием своей пружины 20 стремится повернуться против часовой стрелки. На рычаге 19 жестко закреплен штифт 21, пропущенЗ0 ный в прорезь фиксатора 18. На оси 22, уста307933

З5

45 новленной в соосных отверстиях стенок корпуса 1, шарнирно укреплен фиксатор 28 регулирования осевого положения рулевой колонки. Под действием пружины 24, установленной па оси 25 и опирающейся одним концом

2б на гребенку 17, а другим концом 27 — на фиксатор 28, последний выступом 28 поджимается к кожуху 7 и обеспечивает за счет сил трения взаимную фиксацию корпуса и кожуха. На оси 29 шарнирно установлен декоративный щиток 80. Одна из лапок 81 щитка является кулачком, взаимодействующим при повороте щитка 80 с роликом 82, шарнирно установленным с помощью оси 88 на фиксаторе 28. Внутренняя часть кожуха 7 выполнена в виде наклонной плоскости, срезаемой при ударе режущей кромкой 84 выступа 28.

Установка рулевой колонки в удобное для водителя рабочее положение производится вращением ручки 12. Если это вращение производится по часовой стрелке, то регулировочный винт 8, жестко связанный с ручкой, ввинчивается в резьбовую часть П-образного фиксатора и тянет его вниз, При этом цилиндрический шип 14, находясь в цилиндрическом вырезе lб гребенки 17, также перемещается и поворачивает трубу колонки 8 относительно оси шайб-цапф 2 против часовой стрелки, т. е. поднимает ее. Пружина 24, воздействуя на гребенку 17, уравновешивает трубу 8 колонки со всеми ее деталями и рулевым колесом 85, облегчает регулирование. Опускание колонки производится таким же образом, но ручку 12 вращают в противоположную сторону.

Откидывание колонки в нерабочее положение осуществляется поворотом рычага 19 относительно его оси 18. При этом штифт 21, скользя вдоль прорези П-образного фиксатора, поворачивает его относительно оси регулировочного винта 8. В результате этого цилиндрический шип фиксатора выходит из цилиндрического выреза lб гребенки 17 и освобождает ее. В этом положении механизма колонка может свободно поворачиваться относительно оси шайб-цапф 2. Так как пружuна 24 уравновешивает колонку, то требуется лишь небольшое усилие руки, чтобы перевести колонку в ее верхнее нерабочее положение. В этом положении колонка фиксируется так же, как и в рабочем.

Регулирование осевого положения рулевой колонки производится в следующем порядке.

Декоративный щиток 80 поворачивают относительно его оси. При этом кулачковая часть лапки 81 давит на ролик 82 и отжимает его вверх. Фиксатор 28 поворачивается относительно оси 22, а его выступ 28 выходит из контакта с внутренней частью кожуха 7. В этом положении щитка и фиксатора рулевая колонка может быть сдвинута вдоль кожуха в ту или иную сторону. По возвращении декоративного щитка 80 на прежнее место колонка в новом положении фиксируется пружиной.

В случае аварии происходит проскальзывание подвижной части колонки вдоль кожуха.

B первый момент этого проскальзывания осевое перемещение колонки происходит с постоянным сопротивлением. По мере врезания режущей кромки 84 в тело кожуха сопротивление перемещению возрастает.

Предмет изобретения

Регулируемая рулевая колонка колесного транспортного средства, содержащая прикрепленный к панели кузова неподвижный кожух, телескопически соединенный с подвижным в осевом направлении корпусом, внутри которого установлен рулевой вал, верхний конец которого посредством универсального шарнира соединен с валом, несущим рулевое колесо, фиксаторы осевого и наклонного положения рулевого колеса, причем фиксатор осевого положения выполнен в виде подпружиненного фрикционного элемента, контактирующего с неподвижным кожухом, отличающаяся тем, что, с целью поглощения энергии удара водителя о рулевое колесо при аварии и обеспечения оптимального реактивного усилия, внутренняя часть неподвижного кожуха выполнена в виде наклонной плоскости, срезаемой при ударе установленным на упомянутом фрикционном элементе резцом, 307933

88 22

7 35

Фиг „Г

Составитель И. Боброва

Текред 3. Н. Тараненко

Редактор 3. Овчаренко

Корректор О. И, Волкова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2200/8 Изд. № 887 Тираж 473 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4;5