Блокирующее устройство гидромуфты

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

308248

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

МПК F 16d ЗЗ/00

F 16d 23/02

Заявлено 04.Х1.1968 (¹ 1280699125-27) с присоединением заявки ¹

Приоритет

Опубликовано 01.Ч11.1971, Бюллетень ¹ 21

Дата опубликования описания 06Л 111.1971

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

CGGP

УДК 621.825.5:621-59(088.8) Автор изобретения

Ю. А. Цыбульник

Заявитель

БДОКИРУК)ЩЕЕ УСТРОЙСТВО ГИДРОМУФТЪ!

Изобретение относится к области машиностроения.

Известно блокирующее устройство гидромуфты, установленное на ведущем валу и помещенное в камере, соединенной с корпусом муфты.

Однако известное устройство характеризуется невозможностью точной регулировки момента блокирования, опасностью поломки механизма, недостаточной чувствительностью к величине предельного крутящего момента.

Предлагаемое устройство отличается от известного тем, что оно выполнено в виде планетарного механизма, в котором сателлиты жестко связаны с балансирными колесами, оси которых закреплены в стенках камеры, наполненной жидкостью до определенного уровня. Жидкость попадает в черпаки через отверстия, предусмотренные в стенках балансирных колес.

На фиг. 1 изображено блокирующее устройство, разрез; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1.

Устройство состоит из солнечной шестерни

1, жестко закрепленной на ведущем валу 2 блокируемой муфты, балансирных колес 3, жестко связанных с сателлитами 4 и вращающихся на осях 5, закрепленных в корпусе 6 ведомого колеса 7 блокируемой муфты. В камеру, где расположены балансирные колеса, залита в необходимом количестве рабочая жидкость, обеспечивающая работу механизма блокировки.

В зависимости от присоединения к двига5 телю ведущее 9 и ведомое 7 колеса могут меняться местами.

На внутренней поверхности бал анси рных колес выполнены черпаки 8, которые заполняются жидкостью через отверстия.

10 При вращении ведущего колеса 9 муфты и жестко связанного с ним солнечного колеса при неподвижном ведомом колесе, что имеет место в пусковой период, сателлиты 4 и связанные с ними балансирные колеса 8 враща15 ются на неподвижных осях 5 в сторону, противоположную вращению ведущего вала, что обусловлено зубчатым зацеплением солнечной шестерни и сателлитов.

Геометрия черпаков 8 балансирных колес 8

20 выполнена таким образом, что в этом режиме заполнение черпаков рабочей жидкостью на рабочем участке траектории не происходит, и дополнительный момент, развиваемый от механизма блокировки, невелик. Под дей25 ствием центробежного ускорения в камере устройства образуется жидкостное кольцо.

При повороте балансирного колеса его черпаки через отверстия d заполняются рабочей жидкостью на максимальном удалении от оси

30 вращения муфты. После этого жидкость в чер308248 паках балансирного колеса поднимается до точки, ближайшей к оси вращения муфты, где сливается. Таким образом, каждое балансирное колесо оказывается уравновешенным окружным усилием на зубьях сателлита от 5 передаваемого муфтой момента и центробежных сил, развиваемых жидкостью в черпаках.

Балансирные колеса вместе с сателлитами движутся по орбите с угловой скоростью, близкой к угловой скорости солнечного ко- 10 леса. При этом их угловая скорость вращения вокруг собственных осей мала, так как обусловлена величиной скольжения муфты.

При достаточной емкости черпаков наступает момент, когда муфта перестает скользить и 15 угловая скорость соединенных валов становится одинаковой.

При превышении допустимой величины крутящего момента начинается вращение сател- 20 литов вокруг своих осей, что ведет к выбросу рабочей жидкости из черпаков балансирных колес и снижению передаваемого крутящего момента.

Момент, развиваемый устройством, равен сумме моментов, развиваемых каждым заполненным черпаком. Момент же, развиваемый одним черпаком, выражен:

30 где F .s — центробежная сила;

l; — расстояние от центра балансирного колеса до центра тяжести жидкости в черпаке;

Z — число зубьев солнечного колеса;

Zq — число зубьев сателлита; ж — угловая скорость вращения муфты;

R, — радиус положения центра тяжести залитой в черпак балансирного колеса жидкости;

6 — вес залитой в черпак балансирного колеса жидкости;

g — ускорение свободного падения.

Предмет изобретения

Блокирующее устройство гидромуфты, установленное на ведущем валу и помещенное в камере, соединенной с корпусом муфты, отличаюи ееся тем, что, с целью повышения надежности муфты, оно выполнено в виде планетарного механизма, состоящего из солнечного колеса, сателлитов и балансирных колес с черпаками на их внутренней поверхности, причем солнечное колесо закреплено на ведущем валу, а каждый взаимодействующий с ним сателлит жестко связан с одним из балансирных колес и посажен с ним на общую ось, установленную в стенках камеры, наполненной до определенного уровня жидкостью, попадающей в черпаки через отверстия, предусмотренные в стенках балансирных колес.

308248

А — А вериг.2

Составитель И. Чернышова

Техред E. Борисова Корректор Л. Б. Бадылама

Редактор О. Юркова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2174/7 Изд. № 940 Тираж 473 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5