Патент ссср 309866
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е 309866
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Ресоуолин
Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”
Заявлено 21.XI.1969 (№ 1378181/27-11) с присоединением заявки № =
Приоритет—
Опубликовано 26.Ч11.1971, Бюллетень № 23
Дата опубликования описания 18.Х.1971
МПК В 63Ь 21 08
Комитет со делам изооретений и открытий ори Совете Министров
СССР
УДК 629.12.014.24 (088.8) Авторы изобретения
Н.
Заявитель
ТРОСОВЫЙ СТОПОР
Изобретение относится к средствам закрепления буксирного троса при буксировке несамоходных судов.
Известно, что буксир ные лебедки позволяют изменять длину троса в ходу, однако этот до|рогостоящий,и сложный механизм не рационально призтенять на судах, для которых буксировка на тросе является эпизодической. Буксирный гак — простое усцройство, однако за него можно зацепить буксирный трос лишь концом, на котором должен быть коуш. То же самое можно сказать об откидном гаке и скобе
Буксирные кнехты позволяют закрепить трос в любом месте, но лишь при отсутствии силы натяжения. В этом случае для закрепления буксирного троса на кнехтах требуется ручной труд.
Известны тросовые стопоры, включающие в себя два барабана с торатозными шкивами, свободно посаженные на осях, закрепленных в корпусе, и сопряженные с тормозными колодками посредством рычажного механизма, за|клинивающего колодки на тормозных шкивах. Однако это устройство работает ненадежно.
Цель изобретения — улучшить условия техники безопасности за счет обеспечения возможности изменения длины троса без использования буксирной лебедки. Эта цель достигается тем, что оси барабанов размещены в продольных пазах корпуса и соединены с рычажным механизмом, содержащим две тяги, один конец каждой из которых закреплен на осп, а другой — эксцентрично закреплен к поворотной шайбе, причем тормозные колодки, соп|рягающиеся с тормозными шкивами в застопоренном,положении, неподвижно закреплены на корпусе.
На фиг, 1 показан предложенный тросо1О вый стопор; на фиг. 2 — то же, схема самоторможения и расчетная схема.
Тросовый стопор устанавливается вместо буксирного гака.
Тросовый стопор состоит из корпуса 1, внутри которого закреплены тормозные кололки 2 для барабанов 8. Оси 4 а горизонтальных прорезях 5 корпуса 1 могут или сближаться при .помощи тяги б и рукоятки поворотной шайбы 7, или раздвигаться. бросовый стопор при помощи пальца 8 (илп роульса) крепится на судне вместо буксирного гака.
Тросовыи стопор работает следующим образомм.
Буксирный трос после трехкратного прямого огибания барабанов подается на буксируемый состав. Если конец дроса с лебедки удерживать небольшой начальной силой Тл, то на другом конце для свободного протаскивания троса через барабаны 8 потребуется
30 сила Т в.
309866 т.„
J пг А7. Риг. 1
Так как трос огибает барабаны 3 неоднократно, между барабанами начинает действовать сила Л, прижимающая барабаны к тормозным колодкам 2. Барабаны 8 не будут вращаться, поэтому трос, натягиваясь силой
TБ, оудет несколько проскальзывать по блокам, как по тумбам кнехта, отчего увеличивается сила N и как следствие — тормозной момент. Та к происходит самоторможение системы.
Трос не будет проскальзывать на заторможенных барабанах, если будет соблюдено известное неравенство; где — коэффициент т1рения между тросом и барабанами; а — суммарный угол обхвата тросом барабанов;
n — коэффициент запаса торможения (1,4+ 1,6); е —,осно вание натурального логарифма.
Как видно из неравенства, изменяя угол обхвата а .путем изменения числа петель проса можно в широком диапазоне изменять усилие Т л.
Чтобы изменить длину троса в холоду необходимо ослабить трос с лебедки и рукояткой шайбы 7 принудительно раздвинуть оси барабанов.
Самоторможение исчезает, так как в этом случае усилие N будет восприниматься тягами б. Ба рабаны 3, получив свободу вращения, перепускают буксирный трос, При этом же положении рукоятки шайбы 7 осуществляется выбирание свободного буксира.
Тросовый стопор может быть использован как на буксирах-толкачах, так и на оаржах в целях улучшения техники безопасности. В последнем стучае их положение может быть иным, В любом случае не потребуется подкреплений, так как усилие на тросовый сто10 пор не больше, чем на буксирный гак.
Самоторможение зависит от коэффициента трения, радиусов барабанов, материала тормозных колодок, числа петель и способа запасовки буксирного троса, т. е. от таких факторов, которые в п роцессе проектирования могут меняться в широких пределах.
Предмет изооретения
Тросовый стопор, включающий в себя два
20 барабана с тормозными шкивами свободно
) посаженные на осях, закрепленных в корпусе, и сопряженные с тормозными колодками посредством рычажного механизма, отличаюи иися тем, что, с целью улучшения условий техники безопасности за счет обеспечения возможности изменения длины троса в процессе букси ровки без иапользования буксирной лебедки, оси барабанов размещены в п родольных пазах корпуса и соединены с рычажным механизмом, содержащим две тяги, один конец каждой из которы < закреплен на оси, а другой — эксцентрично закреплен к пово ротной шайбе, причем тормозные колодки, сопрягающиеся с тормозными шкивами в застопоренном положении, неподвижно закреплены на ко рлусе.
309866 5 9
9 ссг. 2
Составитель Е. Охотников
Редактор М. В, Макарова Техред А. А. Камышникова Корректор Н, Рождественскан
Заказ 359, 1255 Изд. № 1031 Тираж 473 Подписное
UHHHIIH Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СС о
Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4, Тип, Харьк. фил. пред. «Па ен