Невод для ловли рыбы по дну

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ПАТЕНТ HA ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ невода для ловли рыбы по дну.

К патенту ин-ной фирмы „В. Д. Лимитед" (V, 13. 1 1гиited I, в г. Лондоне, Великобритания, заявленному 15 марта 1930 года (ваяв. свид. № 66383).

Действительный изобретатель ин-ц Жан Баптист Жозеф Альфонс

Виньереи (Jean Baptiste Joseph Alfonse Vignегоn).

О выдаче патента опубликовано 31 июля 1933 года. Действие патента распространяется на 15 лет от 31 июля 1933 года.

Изобретение касается неводов для ловли рыбы по дну, состоящих из не имеющей дна сети, распорных досок и буксирных канатов.

В предлагаемом неводе нижняя подбора мотни невода присоединена к вантам, независимым от тела сети и служащим для передачи тяговых усилий мотне, В целях облегчения закидывания невода в воду он снабжен сетчатой подкладкой, укрепленной к крыльям сети на некотором рас-, стоянии от мотни. Для удержания рыбы в неводе предназначены укрепленные к телу сети боковые сетки. Предохранение мотни от износадостигается применением пластины с дырами или вырезами, распо, ложенной под основанием арматуры мотни.

Фиг. 1 изображает перспективный вид невода; фиг. 2 †так же вид в другом варианте; фиг. 3 †в невода сверху; фиг..4 †вариа невода по фиг. 2 ; фиг.

5 †в сверху внутренней части невода по фиг. 2; фиг. 6 — тот же невод соответ. ственно усовершенствованный; фиг. 7 — 9— другие усовершенствования невода (вид снизу); фиг., 10 и 11 — деталь арматуры мотни.

128

Предлагаемый невод (фиг. 1) содержит в себе сеть 7, вздуваемую кверху, которую тащат к берегу посредством тяг 3, 3 и длинных веревок 5, 5, привязанных к щитам 6, 6, обеспечивающим раскрытие сети в ширину.

Существенная часть изобретения состоит в упразднении обычного мешка сети и в ограничении сети 7 с каждой стороны бордюрным канатом 8, 8 с баластом. Такое расположение допускает избегнуть недостатков, имеющихся при наличии мешка и борта. Оно может быть достаточным для воспрепятствования рыбе выскакивать из-под сети ее краев в том случае, когда дно однородно.

Но обычно, особенно при дне неправильной формы, будет более желательным применение невода. по фиг. 2, в котором канаты 8 раздваиваются на два отдельных каната 9 и 77. один из этих канатов или бордюрный канат ",9 привязывается, например, в задней части 70 к другому канату или к вантам мотни 4, передавая тяговые усилия на нее и составляя продолжение веревок 5. Предпочтительно, чтобы у каждой из веревок 5, перед точкой скрепления 15, был помещен крючок (не показанный на чертеже). Расстояние 1075 или длина каната 17 меньше длины бордюрного каната 9 от лайки,13и конца

74, так что все натяжения, производимые мотней, передаются канату или вантам 11, в то время как бордюрные канаты достаточно гибки, чтобы следовать за своей нагрузкой и за контуром морского дна и препятствовать выходу рыбы из сети.

При вытаскивании сетей мотню можно взять на борт при помощи вант, а не поднимать ее вручную петлю за петлей.

Мотня 4 снабжена канатом 78, .подобным обычному борту, но не представляющему неудобств последнего. Этот канат действительно очень короток, только ра= вен ширине мотни (в то время как обычный борт имеет длину от 30 до 40 л), так что количество забираемых им продуктов отложения незначительно. Не таща за собой никакой нагрузки, он не так способен зацепляться и. тем производить порчу. Наконец. его легко снабдить катушками, которые могут проходить над всеми препятствиями.

Мотня, будучи единственной частью, которая тащится по дну, может быть снабжена кожаным передником или предохранительной сетью, что было практически невозможно для нижней части сетей всех прежних систем..

Тело сети имеет единственное назначение быть завесой, препятствующей рыбе выскочить, верхняя часть, вздутая благодаря поплавкам и прикреплению веревки

16, образует род купола, который забирает рыбу.

Для ловли рыбы по дну, имеющему неправильные очертания и ямы, бордюрный канат 9 можно снабжать боковой сеткой

17 (фиг, 4), свешивающейся вертикально, загруженной снизу, например, цепочками; означенная сетка дополняет действие каната 9. Ванты 17, независимо от сети, можно взять на борт посредством лебедки еще до мотни, что значительно облегчает работу с неводом.

Предлагаемый невод можно усовершенствовать добавлением жесткой или полужесткой арматуры в части, лежащей перед мотней, и у вантов ll. Эта арматура может состоять из горизонтального шеста, поддерживаемого двумя конь ками: шест, коньки и мотня составляют как .бы ма-. ленькую сеть с шестом. ,(В обычных сетях, представляющих собой настоящую воронку, во время опускания в воду последняя проникает приблизйтельно равномерно во всю сеть, при . чем сеть хорошо раздувается и-достигает дна в надлежащем положении. При предлагаемом устройстве отсутствие мешка делает невод несколько неустойчивым, Для исправления этого недостатка (фиг. 8) хорошо добавлять приспособление следующего устройства, сообщающее сети равновесие. С нижней стороны коньков 22, расположенных при входе в мотню 4,привязываются две веревки 50, 51 (фиг. 4) равной длины, соедине Ьые у своих нижних концов с веревкой 52, . имеющей в своей нижней части груз 53. В верхней части коньков прикрепляются поплавки 54, либо непосредственно на них, либо так же, как и при (устройстве грузил 53. Если нужно, можно устраивать грузила 55, помещенные в точке 75 поводьев 5.

При работе такого невода веревка, поплавки задней веревки и нагрузка канатов 9 гарантируют устойчивость невода при опускании его вводу, чем иизбегается перевертывание его.

Это приспособление нисколько не препятствует ловле, так как оно трется о дно только под мотней; чтобы, однако, избежать зацепления веревками 50, 57 и

52 о неровности дна и тем не создавать аварий, веревкам можно придать малую сопротивляемость, так чтобы они могли бы разрываться при малейших препятствиях

В некоторых случаях с неводами по фиг. 2 случается, что перед мотней 4 (фиг, 5) появляются иногда боковые карманы 23, происходящие от того, что крылья

24 не натянуты, и что течение воды стремится отодвинуть их назад, в то время как места 25 ограждения 18 тянутся вперед вантами 11.. Если в сети не предусмотрены приспособления для сопротивления этому распределению сил, петли сети растягиваются и деформируются между точками 25 и 2б и, частицы, находящиеся на дне, продукты отложения и т. п. собираются в кармане 23, отчего происходит деформация и порча сети.

Для исправления этого недостатка нижний край крыльев 24 можно отстегнуть от ограждения 18 и от бордюрных канатов 9 между точками 27 (фиг, 6) и 28, что позволяет крылу притти в свое нормальное положение, устраняет образование кармана 23 и вытягивание петель между точками 25 и 2б. Нижний край крыла между точками 27 и 28 может быть снабжен тросом с грузами или цепью, чтобы оставаться в соприкосновении с дном. На практике вйяснилось, что, если считаться с кривизной, которую принимают канаты 9 до точек 25, то эти канаты сохранят кривизну и тогда, когда отвязывают край крыла от ограждения 18, и канаты 9 и уменьшенная сеть работают удовлетворительно, не имея вышеупомянутых недостатков.

Треугольник 27 — 28 — 25 можно оставить пустым, и в этом случае трос 27 — 28 снабжается завесой, препятствующей ускользанию рыбы. Если желательно, то треугольник можно заполнить частями сетей любого очертания или плетенкой, легкость изменения форм которой будет легко приспособлятся к незначительным изменениям форм в этой части. Конечно, форма и размеры этого треугольника будут определяться B каждом отдельном случае по степени необходимости при предварительных пробах, принимая в расчет длину между вантами 17 и бордюрным канатом 9.

На фиг.:6 изображены щиты у крыльев

29, которые устраиваются также для воспрепятствования образованию карманов перед мотней 4, вытягивая Крылья в ширину. Выгодно также располагать вытягивающиеся соединительные части сети в точках 25, где ванты 71 привязываются к -канатам 9, чтобы избегнуть запутывания бордюрных канатов 9 с вантами 71, как схематически показано на фиг. 6, где грузила 30 расположены позади вертящихся соединительных частей 25. Благодаря этим частям, устроенным на вантах 11, которые сильно натянуты весом мотни 4 и грузил 30 и потому совсем жесткие, канаты 9 могут свободно поворачиваться, чтобы все время тереться о дно и обходить препятствия.

На фиг. 7 изображен вариант, в котором ванты 11 привязаны посредине ограждения в общей точке 31, при чем внутренний край 32 мотни 4 отделен от сети

18 и снабжен другой сеткой, которая с остается совершенно свободной, так что принимает форму, при которой ссхраняется равновесие, чем и не вызывается вытягивание петель.

На фиг. 8 мотня разделена на две части

4а и 4b, у которых имеется общая точка

31, за которую тянут вантами 11.

При некоторых поверхностях дна выгоднее заменить сетки мотни жесткой поперечиной 33 (фиг. 9), например, стальной трубкой с катками 34 надлежащих размеров. Концы этой поперечины прикрепляются к вантам 11 в точках 2б; если тяговые части мотни отделены от бордюрных канатов 9, или если эти органы работают сообща, то поперечина привязывается к канатам 8 (фиг. 1). Приспособление это исключает возможность запутывания канатов 9 — 11 и обеспечивает правильную работу, если только канаты привязаны к крепкой части. Канаты 9могут привязываться к поперечине помощью кольца или крючка. Поперечина способствует опусканию сети в воду; вес приспособления придает неводу большую устойчивость. Катки препятствуют погружению в ил и облегчают обход препятствия, не подвергая мотню риску быть ими попорченной.

Лишенный мешка невод представляет иногда затруднения. при опускании его в воду. Действительно, в обычных неводах с мешком вода, врываясь в эту воронку, облегчает раздутие сетей. К тому же при извлечении сетей из воды мешок у обычных сетей препятствует крыльям распластываться и тем позволяет вырваться на свободу той части рыб, которая еще не проникла в мотню. В то же время видно, что мешок представляет неудобства во время ловли. Чтобы извлечь пользу, которую представляет мешок во время ловли можно приспособить предохранительную ленту или подкладку, роль которой заключается специально в том, чтобы облегчить запускание невода в воду и извлечение его из воды, но которая во время ловли не устраняла бы ни одного из преимуществ, представляемых упразднением мешка и тягой мотни непосредственно тяговым канатом. Предохранительная лента эта, будучи совершенно независимой от конструкции сети, вводится не для того, чтобы придавать последней правильную форму, а может, следовательно, и разорваться, и быть снятой во время ловли.

Для получения этих преимуществ можно применять сетчатую подкладку (фиг. 9) или старую ненужную сеть, привязанные к вантам 77 или к канатам 9 легкими завязками или рвущимися стропами, которые могли бы разрываться или отвязываться безо всяких затруднений при малейших препятствиях, не нарушая продвижения сети. Эта сетчатая подкладка может иметь размеры обычного мешка или представлять собой лишь поперечную ленту, не доходящую до мотни. В последнем случае следует принять во внимание, что посто ронние тела, которые могли быть забраны веревкой 36, расположенной перед подкладкой 35, не .рискуют попасть в мотню, так как они снова. падают на дно, уходя через задний край 37 ленты.

Для предохранения мотни 4 от износа под основанием 37 — 38 арматуры мотни помещается . пластина 39 с "дырами (фиг. 10).

Согласно другому способу, предохраняющему от износа расположенные под водой 37 — 38 части арматуры, петли сети или завязки сети, привязывающие ее к арматуре, пропускаются через вырезы 40 .:. (фиг. 11).

У

Предмет патента.

I.

1. Невод для ловли рыбы по дну, состоящий из .сети, не имеющей дна, распорных досок и буксирных канатов, отличающийся тем, что нижняя подбора мотни

4 невода присоединена к вантам 77, йезависимым от тела сети и служащим для передачи тяговых усилий мотне (фиг..

1 — 3,4,5 — 8).

2. Невод по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен сетчатой подкладкой 35, укрепленной к крыльям сети на некотором расстоянии от мотни, в целях облег- " чения запускания невода в воду (фиг, 9).

3. При указанном в п.п. 1 — 2 неводе применение боковых сеток 77, укреплен-, ных к телу сети и служащих для удержания рыбы в неводе (фиг. 4).

4. При указанном в п.п. 1 — 2 неводе применение пластины 39 с дырами или вырезами, расположенной под основанием арматуры моргни и служащей,для предохранения мотни от износа (фиг. 10 и il) !