Ясс для вращательного бурения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

М 31388

Класс 5а, 32

«а<:,. p

1 л .,/ -р 5.".бл r;,, АВТОРСКОЕ .СВИДЕТЕЛЬСТВО HA ИЗОБРЕТЕНИЕ -

ОПИСЯНИЕ ясса для вращательного бурения.

К авторскому свидетельству С. Л. Залкина, заявленному 14 ноября

1932 года (спр. о перв. ¹ 118557).

0 выдаче авторского свидетельства Фтубликовано 31 августа 1933 года. (140) При вращательном бурении колонна бурильных труб, штанги, ротор и мотор обладают громадным моментом инерции. Жесткое же соединение долота-колонны-станка вызывает, при внезапных увеличениях нагрузки на долото (или ударах) тяжелые аварии, в виде скручивания и обрыва колонны, поломки станка, пережога мотора и т. д. Устранить эти аварии можно лишь включением механизма, расцепляющего долото в момент увеличения крутящего момента до опасной для труб и механизмов величины. расцепляющий механизм не может составлять надземное оборудование буровой, так как, с одной стороны, он не предохранит колонну от аварий, а с другой — произойдут большие потери работ (и износ механизма) на сообщение колонне утерянного вращения; следовательно необходим надежный и прочный механизм, включенный между долотом и колонной.

Предлагаемый ясс должен служить надежным предохранительным аппаратом, способным уберечь колонну и надземные механизмы от разрушающей нагрузки.

На чертеже фиг. 1 и 2 изображают продольный разрез ясса; фиг. 3 — поперечный разрез его.

Пробка 1 свинчивается с нижним

I концом колонны бурильных труб, а наконец штока 19 навинчивается удлинитель соответствующего веса, а затем— долото. Пробка 1 свинчена с верхней: частью кожуха 2. Внутри кожуха 2 помещается цилиндр 5, имеющий осевые. перемещения относительно верхнего кожуха 2. На наружной поверхности цилиндра 5 нарезаны лабиринтовые канавки, обтянутые резиновыми кольцами (куски автокамер), предназначенные для устранения просачивания глинистого раствора. К нижней части кожуха 2 навинчивается нижний кожух 12, имеющий внутри несколько продолбленных канавок, в которых сидят выступы стальных дисков 14, имеющие осевые перемещения в пазах 20 (фиг. 3) и свободно вращающиеся относительно штока 19.

Между дисками 14 помещаются диски 15,. имеющие также осевое перемещение;. вращаясь свободно относительно нижнего кожуха 12, они сцеплены со штоком 19 помощью выступов на внутренней поверхности дисков 15. Эти выступы. сидят в канавках, профрезерованных по всей длине штока 79. К верхней части последней привинчен поршень, состоящий из чашек 8 и прокладок 9.

Пружина 3 надавливает на пробку 4, которая через цилиндр 5 передает давление на диски 14 и 75. На каждой стороне сжатых дисков возникают силы. трения, которые, слагаясь, дают момент:

-трения любой величины в зависимости от количества дисков и сжатия пружины. Этот момент трения обеспечивает сце:.,пление нижнего кожуха 12со штоком 19, .:а, следовательно, и колонны с долотом. .Давление на диски может регулироваться

-сжатием пружины 3 помощью гайки 17, укрепляемой контргайкой 18.

Принцип работы предлагаемого ясса

-состоит в следующем: подвинчиванием гайки 17 устанавливают максимально потребный крутящий момент и произво.,дят спуск колонн. Процесс бурения протекает при постоянном давлении, сла гающемся из веса удлинителя и долота, момент инерции которых достаточен для получения небольших, потребных для бурения, ударов. При необходимости бу - .

-рения при повышенном давлении путем черезмерного опускания колонны, про ;исходит расцепление и остановка долота

:при продолжающемся вращении колонны.

4Расцепление вызывается пробкой 4, опу-.скающейся вместе с колонной до,встречи .с накладкой 7 штока 79, после чего пробка 4 вместе с цилиндром 5 оста:.навливается, а опускающаяся колонна вместе с кожухом, <2 ????” 12 ?????????????? ?????????????? 3 ?????????? ???????????????? 4 ?? 1. ???????? 4???????????????? ???? ???? ???????????????? ?????????? 14 >

Момент силы трения можно увеличить против установленного (максимального), но только при понижении давления на забой. Это достигается небольшим подъемом колонны до встречи штока 19 с нажимным кольцом 13. Тогда составляющая весов штанги, удлинителя и долота создает добавочное давление на диски (за счет уменьшения давления на забой), а, следовательно, и увеличение крутящего момента.

Ясс может быть снабжен сигнализатором, дающим звуковой сигнал или изменяющим давление прокачиваемой жидкости, по которым бурильщик может узнать о выключении ясса.

Предмет изоб ретени».

Ясс для вращательного бурения, отлячающийся тем, что с целью разъединения буровых штанг от бурового инструмента при предельном давлении его иа забой скважины служат диски 14, движущиеся в вертикальных пазах кожуха 2, и диски 75, движущиеся в аналогичных пазах штока 19, прижимаемые друг к другу силой пружины 3, действующей на нажимное кольцо 73 при посредстве пробки 4 и цилиндра 5.

E авторскому евидетельству C. Д. Залкина М 31388

Ю. Г, .Ленпромпечатьсоюз. Тип. Печатн. Труд". Зак. 4791 — 1009