Обмотка статора электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О ОМОВ мил% 1 .,оокстт
gq-g,y4 гл
3I4265
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сове Советских
Социалистических
Реслублик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 31.XII.1968 (Рй 1295120/24-7) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 07.!Х.1971. Бюллетень № 27
Дата опубликования описания 15.XII.1971
МПК Н 02k 3/50
Комитет оо делам изобретений и открытий ори Совете 66инистров
СССР
УДК 621.313.32.045. .5/8 (О88.8) Авторы изобретения
Н. В. Куценко и B. А. Коробков
Заявитель
ОБМОТКА СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Известна обмотка статора электрической машины, лобовые части которой размещены в пространстве между двумя опорными коаксиальными конусами.
В описываемом изобретении для повышения надежности крепления обмотки на поверхностях опорных конусов вдоль образующих со стороны стержней обмотки выполнены пазы, а в них размещены упругие элементы и жесткие прижимные планки. Кроме того, в опорных конусах и прижимных планках выполнены радиальные каналы, для размещения элементов крепления, например болтов, а в прижимных планках со стороны стержней обмотки выполнены пазы, в которых необходимо разместить эластичные прокладки, например резиновые жгуты.
Это позволяет также ускорить процесс монтажа и демонтажа обмотки и повысить ее ремонтоспособность.
На фиг. 1 изображена лобовая часть обмотки статора с элементами крепления; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез по Б — Б на фиг. 1.
Лобовая часть обмотки статора размещена в пространстве между наружным и внутренним опорными коаксиальными конусами.
Наружный опорный изоляционный конус 1 (см. фиг. 1) скреплен жестко с изоляционными кронштейнами 2, которые свободно входят в пазы, образованные немагнитными угольниками 8, жестко прикрепленными к нажимному фланцу 4 статора. Кронштейны 2, скрепленные с наружным опорным конусом 1, опи5 раются на кольцо 5, приваренное к нажимному фланцу 4 и могут свободно перемещаться в аксиальном направлении. Кольцо 5 вместе с конусом 1 является бандажным поясом, противостоящим радиальным усилиям, возни10 кающим при коротком замыкании.
Лобовые части обмотки данной конструкции могут свободно перемещаться в аксиальном направлении при тепловом расширении и сжатии, не нарушая крепления лобовых ча15 стей, и не могут перемещаться в тангенциальном напр авлении.
Внутренний опорный конус б при помощи изоляционных шпилек 7 скреплен с опорным наружным конусом 1. Конус 6, являясь си20 ловым узлом в конструкции крепления, выполняет функцию защитного экрана, уменьшающего эрозию изоляции от действия металлических частиц, движущихся и вибрирующих в переменном магнитном поле, а также
25 уменьшающего загрязнение изоляции.
Для надежного закрепления лобовых частей обмотки статора и выбирания зазоров, которые неизбежно будут появляться в процессе эксплуатации (вследствие вибрации и
30 усушки изоляции), в опорных конусах 1, 6
314265 выполнены направленные по образующим конусов пазы 8 (см. фиг. 2), в которые заложены упругие элементы 9 и жесткие прижимные планки 10. Для удобства сборки обмотки в опорных конусах 1, б выполнены отверстия
11, в которые вставляются стягивающие элементы 12 (см, фиг. 3), например болты.
Ввинчиванием болта 12 в жесткую прижимную планку 10, в которой имеется резьбовое отверстие 18, обеспечивается сжатие упругого элемента 9. Сжатие элемента 9 производится до установки опорных конусов 1, б, Для равномерного нажатия на лобовые части стержней в прижимных планках 10 со стороны стержней выполнены углубления 14 (см. фиг. 2), в которые закладываются эластичные камеры 15, после сборки устройства заполняемые отвердевающей массой 1б, или эластичные прокладки 17 (см. фиг. 3), например резиновые жгуты.
С целью предотвращения смещения лобовых частей нижнего и верхнего ряда стержней в радиальном направлении и перемещения стержней в тангенциальном направлении между их рядами заложены эластичные камеры 18 (см. фиг. 2), заполняемые отвердевающей массой 1б таким образом, что часть эластичной камеры с массой в виде выступов
19 заходит, образуя гребенку, в промежутки
20 между соседними стержнями на величину, обеспечивающую разборку обмотки. Величина выступа 19 может быть подобрана экспе5 риментально.
Предмет изобретения
1. Обмотка статора электрической машины, лобовые части которой размещены в пространстве между двумя опорными коаксиальными конусами, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности крепления об15 мотки, на поверхностях конусов вдоль образующих со стороны стержней обмотки выполнены пазы, в которых размещены упругие элементы и жесткие прижимные планки.
2, Обмотка по п. 1, отличающаяся тем, что
20 в опорных конусах и прижимных планках выполнены радиальные каналы, в которых размещены элементы крепления, например болты.
3. Обмотка по пп. 1 и 2, отличающаяся
25 тем, что в прижимных планках со стороны стержней обмотки выполнены пазы, в которых размещены эластичные прокладки, например резиновые жгуты.