Осевая турбомашина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союэ советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 06Л.1969 (J6 1 298578/24-6) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 16.1.1973. Бюллетень № 7

Дата опубликования описания 28.П1.1973

М. Кл. F 04d 26/06

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УЛК 621 63 (088 8) Авторы изобретения

Ю. Н. Соколов и И, Ю. Соколова

Заявитель

Томский политехнический институт

ОСЕВАЯ ТУРБОМАШИНА

Изобретение относится к турбомашиностроению.

Известны осевые турбомашины, содержащие рабочие колеса встречного вращения.

Предлагаемая турбомашина отличается от известных тем, что между колесами установлен регулирующий спрямляюще-направляющий ainnapar с лопатками, имеющими поворотные закрылки.

Такая конструкция тур бом ашины позволяет плавно и экономичпо регулировать производительность.

На фиг. 1 изображена предлагаемая турбомашина — вентилятор, комплектуемый из двух секций со спрямляюще-направляющим аппаратом в виде проставки между этими секциями; на фиг. 2 — одноступенчатый регулируемый вентилятор, комплектуемый из тех же конструктивных элементов на базе первого рабочего колеса встречного вращения с относительно большим коэффициентом напора; на фиг. 3 — компоновка из тех же конструктивных элементов одноступенчатого регулируемого вентилятора на базе второго рабочего колеса встречного вращения с меньшим коэффициентом напора.

Осевая турбомашина состоит из входного коллектора 1 с защитной решеткой 2 и обтекателем — коком 8 первой секции со встроенным в ее корпус 4 электродвигателем 5, крепящимся на цилиндрических растяжках б, первого рабочего колеса с лопаточным венцом 7, регулирующего спрямляюще-направляющего аппарата с неподвижной частью его лопаток

8, поворотными закрылками этих лопаток 9 и регулирующим кольцом 10, второй секции со встроенным в ее корпус 11 электродвигателем

12, крепящимся на растяжках 18 и вторым рабочим колесом с лопаточным венцом 14.

10 Корпуса первой и второй секции и встроенные в ННх электродвигатели тождественны, но насаженные на валу этих двигателей рабочие колеса отличаются лопаточными венцами 7 и

14, профилирование которых соответствует

15 осевому входу на первый венец и осевому выходу со второго.

Предусмотрена возможность замены встроенных электродвигателей одним общим, выне20 сенным за корпус вентилятора, что целесообразно,при работе на горячих или загрязненных газах. Необходимый для этого двусторонний редуктор размещается во внутренней части корпуса спрямляюще-направляющего ап25 парата, а освобожденная от электродвигателей внутренняя .полость корпуса каждой секции и спользуется при этом для размещения подшипниковых узлов. Последние, как и редуктор, при необходимости могут выполняться

30 охлаждаемыми.

314925

Из тех же конструктивных узлов определенного типоразмера комплектуются два других одноступенчатых регулируемых вентилятора.

Базой одного из них служит первая секция с ее рабочим колесом, имеющим тот же лопаточный венец 7, насаженный обратной стороной на вал двигателя. Со стороны этого колеса к секции подсоединен спрямляюще-направляющий аппарат с коллектором и коком, ставший теперь регулирующим направляющим аппаратом. Неподвижная часть его лопаток устанавливается при этом в осевой плоскости, а поворот закрылков обеспечивает закрутку поступающего на рабочее колесо потока по направлению его вращения (разгрузка) либо против (форсировка в допустимых пределах).

Второй одноступенчатый вентилятор комплектуется на базе второй секции вентилятора встречного вращения, спрямляюще-направляющего аппарата и коллектора с коком (см. фиг. 3). Неподвижная часть лопаток направляющего а ппарата и в этом случае устанавливается в осевой плоскости, но изменять насадку рабочего колеса на вал двигателя и на,правление вращения не требуется.

К цилиндрическим растяжкам б и 18, крепящим электродвигатели в корпусах секций, в одноступенчатых компоновках могут привариваться лопатки-дужки 15 (фиг. 2) или 1б (фиг. 3), образующие спрямляющий аппарат за рабочим колесом. В одноступенчатых компоновках возможна также замена встроенных электродвигателей выведенными за корпус.

Работа вентилятора встречного вращения (фиг, 1) обеспечивается одновременным включением электродвигателей первого и второго колеса без отклонения закрылков лопаток опрямляюще-направляющего аппарата от направления закрученного первым рабочим колесом потока. При этом второе колесо полностью использует закрутку потока, созданную первым, что обеспечивает нормальный режим работы встречно вращающихся колес с осевым входом на первое и осевым выходом со второго. При необходимости уменьшения производительности, развиваемой таким вентилятором, с помощью регулирующего кольца 10 закрылки всех лопаток 9 спрямляюще направляющего аппарата поворачиваются в сторону вращения второго класса. Это приводит к снижению энерпии, передаваемой, потоку,на втором;колесе, уменьшению создаваемого этим

$Q колесом;полного да|вления и снижению напорной характеристики всего вентилятора,при одновременном уменьшении потребляемой им энергии. Поворот закрылков в обратную сторону увел ичи вает загрузку и производительность вентилятора.

Работа одноступенчатых вентиляторов в компоновках (фиг. 2 или фиг. 3) протекает в общеизвестных условиях для осевых машин с регулирующим направляющим аппаратом. Оптимальные режимы работы этих одноступенчатых компоновок определяются углами установки лопаток рабочего колеса, а так как в колесах встречного вращения, рассчитанных на осевой вход в первом при осевом выходе со второго, эти углы не одинаковы, различными будут и нормальные характеристики каждого из таких одноступенчатых вентиляторов.

Предлагаемая турбомашина создает возмо>кность комплектования из одинаковых конструктивных элементов каждого типоразмера трех различных регулируемых вентиляторов с разными их характеристиками и параметрами работы на оптимальном режиме.

Предмет изобретения

Осевая турбомашина, например вентилятор, содержащая рабочие колеса встречного вращения, отличающаяся тем, что, с целью создания плавного и экономичного ретулирования

4р производительности, между колесами установлен регулирующий спрямляюще-направляющий аппарат с лопатками, имеющими поворотные закрылки.,314925

Редактор Е. Братчикова

Заказ 66!/! Изд. ¹ 189 Тирам 678 Подписное

ЦН111!Г1И Комитета по делам изобретений и открыгий прп Совете Министров СССР

Москва, K-35, Раушская наб., д. 415

Типография, пр. Сапунова, 2

Составитель 3. Полетаева

Техред Л. Богданова

Корректоры: Л. Корогод и Ч Коообова