Устройство для подъема и опускания запасного колеса транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СввтдЕТЕЛЬСТВУ
3I5642
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
МПК В 62d 43/00
Заявлено 08.Х11.1968 (№ 1287816/27-11) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 01.Х.! 971. Бюллетень № 29
Дата опубликования описания 18.XI.1971
Комитет по делам изобретений и открытий орн Совете в1инистров
СССР
УДК 629.113.012.38 (088.8) Автор изобретения
В. И. Романов
Заявитель
Головное конструкторское бюро по автомобильным и тракторным прицепам
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА И ОПУСКАНИЯ ЗАПАСНОГО
КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к оборудованию, позволяющему устанавливать и снимать запасное колесо, расположенное на раме транспортного средства.
Известны устройства для подъема и опускания запасного колеса транспортного средства, состоящие из неподвижного кронштейна, жестко закрепленного на раме, подви>кного кронштейна для крепления запасного колеса, барабана с тросом, свободный конец которого связан с подвижным кронштейном, храповика и рукоятки управления, установленных на валу барабана, и взаимодействующей с храповиком собачки, сидящей на осп.
Однако недостатком известных устройств является сложность их конструктивного выполнения, наличие поворотной съемной рукоятки управления и, как правило, в них отсутствует торможение запасного колеса при его опускании, что может привести к травме водителя при самопроизвольном вращении рукоятки под действием веса самого запасного колеса. Торможение запасного колеса при его опускании осуществляется за счет взаимодействия большого числа деталей, что в конечном итоге также ведет к усложнению конструкции.
Описываемое устройство для подъема и опускания запасного колеса транспортного средства лишено указанных недостатков.
На рукоятке управления, выполненной с опорным выступом, входящим в изогнутую часть упора неподвижного кронштейна, жестко закреплены ось собачки, снабженной противовесом, и фрикционная пластина, установленная с зазором относительно храповика и взаимодействующая с ним при перемещении рукоятки вдоль вала барабана, что позволяет упростить его конструкцию и повысить безопасность обслуживания устройства за счет торможения запасного колеса при его опусканин.
15 На фиг. 1 изображено описываемое устройство, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — устройство с запасным колесом в транспортном положении.
Устройство для подъема и опускания за20 пасного колеса 1 содержит неподвижный кронштейн 2, жестко закрепленный на раме
8 транспортного средства, и подвижный кронштейн 4, на котором крепится запасное колесо. На подвижном кронштейне 4 закреп2g лен свободный конец троса 5, наматываемого на барабан б, сидящий на валу 7, который проходит через неподвижный кронштейн 2.
На валу 7 установлен храповик 8, опирающийся на наружную поверхность неподвиж30 ного кронштейна 2. На хвостовике вала 7 с
315642
20
40 возможностью осевого перемещения закреплена плоская рукоятка 9 управления, совершающая возвратно-поступательное движение.
Рукоятка управления снабжена фрикционной пластиной 10, установленной с зазором относительно храповика 8, взаимодействующего с поворотной собачкой 11, снабженной противовесом и сидящей на оси 12, которая закреплена на рукоятке управления.
На неподвижном кронштейне 2 предусмотрены изогнутый упор 18 и поворотная защелка 14, которая фиксирует храповик 8 и исключает вращение его против часовой стрелки. Защелка снабжена упором 15.
Для подъема запасного колеса рукоятка управления устанавливается в положение, показанное на фиг. 1. Затем производится возвратно-поступательное движение плоской рукоятки (показано на фиг. 1 стрелками), при этом собачка 11 во время движения рукоятки управления вверх упорным концом соприкасается с зубьями храповика 8 и скользит по ним за счет противовеса.
При движении рукоятки управления вниз собачка 11 входит в зацепление с храповиком 8 и вращает его по часовой стрелке, а вместе с ним и вал барабана б. Трос б, наматываясь на барабан, поднимает подвижный кронштейн 4 и тем самым — запасное колесо 1. Таким образом, движение рукоятки управления вверх соответствует ее холостому ходу, а вниз — рабочему, при этом защелка
14 не позволяет храповику 8 вращаться против часовой стрелки.
В поднятом верхнем положении запасное колесо удерживается защелкой 14 и окончательно фиксируется гайками 1б, при этом рукоятку управления устанавливают в положение, показанное на фиг. 3.
Для опускания запасного колеса необходимо отвернуть гайки 1б, а рукоятку управления повернуть по часовой стрелке на /|о оборота. После этого фигурный выступ 1i рукоятки управления, упираясь в упор l5 защелки 14, выводит последшою из зацепления
C ZpcLIIOUIIKO5I 8. 38IIBCHOP KO iPCO IIачина T свооодно Опускаться.
При дальнейшем движении рукоятки управления ее опорный выступ 18 входит в изогнутую часть упора 18 и за счет этого рукоятка управления смещается вдоль вала барабана 6.
Фрикционная пластина 10 поднимается к храповику 8, создавая тем самым определенный тормозной момент.
Практически вывод защелки 14 из зацепления с храповиком 8 и торможение происходят почти одновременно. Таким образом, в предложенном устройстве свободное падение запасного колеса исключено.
Предмет изобретения
Устройство для подъема и опускания запасного колеса транспортного средства, состоящее из неподвижного кронштейна, жестко закрепленного на раме, подвижного кронштейна для крепления запасного колеса, барабана с тросом, свободный конец которого связан с подвихкным кронштейном, храповика и рукоятки управления, установленных на валу барабана, и взаимодействующей с храповиком сооачки, сидящей на оси, Отличаю|аееся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения безопасности обслуживания устройства путем торможения зааспого колеса при его опускании, на рукоятке управления, выполненной с опорным выступом, входящим в изогнутую часть упора неподвижного кронштейна, жестко закреплены ось собачки, снабженной противовесом, и фрикционная пластина, установленная с зазором относительно храповика и взаимодействующая с ним при перемещении рукоятки вдоль вала барабана.
3l5642 г ( ( IX (3
Уэел1
А-А
Риь.5
Составитель Г, Петрова
Редактор К. Шанаурова Техред 3. Н. Тараненко Корректоры: А. Абрамова и М. Коробова
Заказ 3094/5 Изд. ¹ 1305 Тираж 473 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раугнская наб., д. 4!5
Типография, пр. Сапунова, 2