Расцепляющийся такелажный замок
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАН ИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
3I5 667
Союз Советснин
Социалистичеснин
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
-Ф ф и
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 19 1.1970 (№ 1400480/29-33) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 01.Х.1971. Бюллетень ¹ 29
Дата опубликования описания 29.XI.1971
МПК В 65о 53, 58
Г 16о 11 14
Комитет по делам изооретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 634.0.378.1.002.5 (088.8) :-.втор
4 изобретения
И. Я. Бейлин
Заявитель
Центральный научно-исследовательский институт лесосплава
РАСЦЕПЛЯЮЩИЙСЯ ТАКЕЛАЖНЫЙ ЗАМОК
Изобретение относится к расцепляющимся такелажным замкам, используемым в буксировочных устройствах, такелажных стропах, а также в саморасцепляющихся стропных комплектах.
Из вестны замки с дистанционным управлением, включающие корпус, штырь, стопорное устройство и кольцо для вспомогательного троса.
Такие замки недостаточно надежно закрываются и самопроизвольно раскрываются при ослаблении натяжения рабочего троса или при реверсировании этого троса.
Кроме того, имеют повышенный износ рабочих стропов, объясняющейся резкими перегибами и перетиранием стропов, во время прохождения через узел саморасцепки (замок) как при затягивании их в момент застропки, так и при подаче пачки бревен на штабель.
Предлагаемое изобретение увеличивает надежность работы замка.
Достигается это тем, что стопорное устройство выполнено в виде, подпружиненного стопора со скосом с возможностью его размещения в вырезе штыря и имеет сквозное отверстие двух разных диаметров.
Другая цель изобретения — дистанционное управление расцепкой замка. Для этого он снабжен фиксаторной планкой со скосом и направляющими выступами, соединенной шарнирным пальцем с кольцом вспомогательного троса. штырь замка может бь ть выполнен со
5 сквозным продольным пазом, а корпус — с двумя прямоугольными канавками и прорезью прямоугольного сечения.
На чертеже изображен расцепляющийся такелажный замок в разрезе.
10 Такелажньш замок включает корпус 1, штырь 2, фиксаторную планку 3, стопор 4, пружину 5 и кольцо для вспомогательного тр оса 6.
Корпус выполнен квадратного сечения двух
15 размеров. Переход от одного сечения .к другому осуществлен за счет скосов 7. Внутри корпуса имеется отверстие квадратного сечения 8, служащее для размещения стержня 9 штыря 2. В левой части корпуса имеются
20 две прямоугольные канавки 10 для направления перемещения направляющих выступов 11 фиксаторной планки. В правой части корпуса предусмотрена прорезь 12 прямоугольного сечения, служащая для направления переме25 щения правой части фиксаторной планки. К корпусу на сварке крепится бобышка 13, в которой на резьбе устанавливается упорная крышка 14 с направляющим пальцем 15. B бобышке и корпусе имеется общее отверстие
30 квадратного сечения для размещения и на315667
65 правления стопора 4. В нижней части стопор имеет скос 1б, взаимодействующий с соответствующим скосом на фиксаторной планке 8.
Прямой участок фиксаторной планки, расположенный левее скоса, предназначен для фиксирования стопора в утопленном положении. По оси стопора просверленысквозные отверстия двух разных диаметров. Отверстие с меньшим диаметром служит для прохода в него направляющего пальца .при подъеме стопора, а отверстие с большим диаметром— для размещения нижней части пружины 5.
Второй конец пружины упирается в кольцевую выточку упорной крышки 14. Направляющий палец 15 закреплен в упорной крышке за счет расклепки его верхнего конца на наружной поверхности крышки.
Привод фиксаторной планки осуществляется от кольца троса, соединенного с нею пальцем 17. Для исключения осевого смещения пальца предусмотрены две шайбы 18 и расклепка торцов пальца. В корпусе предусмотрены пазы 19 для обеспечения перемещения пальца 15 вместе с фиксаторной планкой, Стержень 9 штыря 2 имеет квадратное сечение. В средней части стержень снабжен поперечным вырезом 20 со скосом для захода в него у порной части стопора. С целью облегчения соединения штыря с корпусом передняя часть стержня выполнена со скосом 21.
При этом для обеспечения плавной работы замка углы скосов фиксаторной планки, стопора и стержня приняты одинаковыми.
Стержень штыря по всей длине имеет сквозной продольный паз 22, служащий для размещения и направления перемещения фиксаторной планки. Левая часть штыря имеет утолщение, на торце которого предусмотрена проушина 28 для соединения с рабочим тросом. Такая же проушина 24 есть и на корпусе. С этой проушиной соединяется второй конец рабочего троса. Соединение троса с проушинами может быть осуществлено при помощи коушей и пальцев 25. В случае использования замка в стропных комплектах к,проушине 24 присоединяется ролик или блок, с помощью которого производится утяж ка стропа без резких перегибов троса.
Работа расцепляющегося такелажного замка с дистанционным управлением заключается в следующем.
Корпус, в проушину 24 которого с помощью, пальца 25 установлен коуш рабочего троса, соединяется со штырем, в проушину28 которого, в свою очередь, устанавливается второй коуш рабочего троса (коуши и тросы на чертеже не показаны). Стержень 9 штыря вставляется в отверстие корпуса. При этом передний скос стержня 21 набегает на скос стопора 1б. Стопор 4 утапливается в отверстие корпуса и бобышки 18, сжимая пружину 5. В крайнем положении стержня стопор 4 под действием пружины заскакивает в поперечный вырез 20, закрывая замок или сцеп5
Зо
4 ляя между собой два отрезка рабочего (тягового или буксирного) троса.
Для раскрытия (расцепки) замка посредством вспомогательного троса воздействует на кольцо троса б, с которым, в свою очередь, соединяется вспомогательный трос. При на тяжении вспомогательного троса фиксатор ная планка 8 перемещается в продольном пазу 22, а также в прямоугольных канавках 10 и в прорези 12. Палец 17 вместе с кольцом б и фиксаторной планкой 8 перемещается в пазу 19 по направлению приложенной нагрузки. Фиксаторная планка своим скосом, взаимодействуя со скосом стопора 1б, утопит его, освобождая штырь из зацепления с корпусом. Таким образом, воздействуя на такелажный замок с помощью вспо»огательного троса, можно даже с большого расстояния осуществить дистанционное управление этим замком. Возможность управления расцепкой замка ic дальней дистанции обеспечивает полную безопасность работ, повышает производительность труда, позволяет сократить численность бригады рабочих, занятых на зацепке или отцепке перемещаемых грузов.
Важным преимуществом замка по сравнению с известным является его высокая надежность в работе. При этом ослабление натяжения рабочего троса или реверсирование его движения не влияют на надежность соединения рабочего троса или стропного комплекта. Наличие подпружиненного стопора и выреза в штыре исключает всякую возможность аварийной самопроизвольной расцепки замка. Применение в конструкции замка фиксаторной планки со скосом позволяет легко, без значительных усилий, произвести расцепку замка. Кроме этого, значительно увеличиваегся срок службы тросов за счет исключения их резких перегибов и перетирания.
Предмет изобретения
1. Расцепляющийся такелажный замок с дистанционным управлением, включающий кор пус, штырь, стопорное устройство и кольцо для вспомогательного троса, отличающийся тем, что, с целью увеличения надежности работы замка, стопорное устройство выполнено в виде подпружиненного стопора со скосом с возможностью его размещения в вырезе штыря и имеет сквозные отверстия двух разных диаметров.
2. Такелажный замок по п. 1, отличающийся тем, что, с целью дистанционного управления расцепкой замка, он снабжен фиксаторной планкой со скосом и направляющими выступами, соединенной шарнирным пальцем с кольцом вспомогательного троса.
3. Такелажный замок по п. 1, отличающийся тем, что штырь его выполнен со сквозным продольным пазом, а корпус — с двумя прямоугольными канавками и прорезью прямоугольного сечения.
315667
Составитель А. Акимова
Редактор Л. Герасимова
Тскред 3. Н. Тараненко Корректоры: Е. Ласточкина и В. Петрова
Заказ 3272!16 Изд. № 1309 Тирани 473 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий прп Совете Мшшстров СССР
Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4,. 5
Типография, пр. Сапунова, 2