Плавающая втулка верхней головки шатуна
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ 3I58I4
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сова Соввтскик
Социалистическиа
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 16.111.1970 (№ 1416396/24-6) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 01.Х.1971. Бюллетень № 29
Дата опубликования описания 2.XII.1971
МПК Г 16с 9/04
F I6j 1/14
Комитет пе делай изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 621.43-232.13:621..827.1 (088.8) Авторы изобретения
М. Д. Бочкарев, Л. Г. Одинцов, В. М. Осипов, Ю. Г. Шнейдер, Д. Г. Черниченко, А. А. )Кадан, А. П. Гриненко, И. В. Неверов, Г. А. Бунга и Л. А. Покровская
/
Заявитель
ПЛАВАЮЩАЯ ВТУЛКА ВЕРХНЕЙ ГОЛОВКИ ШАТУНА
Изобретение относится к области двигателестроения.
Известны плавающие втулки верхней головки шатуна, например, двигателя внутреннего сгорания. Тяжелые условия работы и интенсивный износ таких втулок обуславливаются недостаточной смазкой сопряженных трущихся поверхностей в результате их малой маслоемкости. Износ приводит к схватыванию металла, при котором температура трущихся поверхностей резко повышается, что увеличивает и без тото высокую тепловую напряженность узла.
Цель изобретения — повышение износостойкости втулки и ее надежности в работе. Это достигается тем, что наружная поверхность втулки снабжена микрорельефом, выполненным в виде одной или нескольких непрерывных соприкасающихся канавок, имеющих форму синусоиды, наложенной иа винтовую линию.
На фиг. 1 показана верхняя головка шатуна с предлагаемой плавающей втулкой; на фиг. 2 — форма и расположение канавок на втулке.
Поршневой палец 1 передает усилие шатуну 2 через игольчатые ролики 8 и втулку 4.
Втулка и поршневой палец служат соответственно наружной и внутренней обоймами игольчатого подшипника. Для уменьшения нагрузки на игольчатый подшипник и создания условий для его равномерного износа втулка выполняется плавающей. В зоне 5 сопряжения втулки с шатуном имеется гарантированный зазор величиной в несколько десятков микрон, в результате чего втулка может свободно поворачиваться в отверстии верхней головки шатуна.
На наружную поверхность втулки способом виброобкатывания наносят микрорельсф, выполненный в виде одной или несколькиx непрерывных соприкасающихся канавок 6 (см. фиг. 21, имеющих форму синусоиды, наложенной на винтовую линию. Микрорельеф с беспечивает надежное удержание смазки, достаточной для нормальной работы втулки, и более равномерное распределение ее по поверхности. При нарушешш масляной пленк" такая поверхность создает благоприятные у ловия для ее восстановления.
Размеры, форму и взаимное расположение канавок, а также их относительную площадь и суммарный объем определяют опытным путем как функцию эксплуатационных условий работы трущейся пары. Оптимальная пло30 щадь соприкасающихся канавок, равная, на315814
Предмет изобретения
5 9
Составитсд!> T. Op. !ÎÂ2
Текрсд Е. Борисова
Корректор Л. В. Ор.чова
Редактор А. Пе!!соченко
Заказ 2950/12 Изд. к,"а 1243 Тираж 473 Подписное
ЦНИИПИ Козгитста по дс.н!!!! изоорстени!! i! открыто!! при Совете Министров СССР
Москва, Я(-35, Раун!ска!! нао., д. 4>5
Типографии, пр. Сапунова, 2 пример, 50 — 65% от всей рабочей поверхности, может быть выбрана экспериме1ггальпым путем из условий минимальной температуры в зоне трения и максимального удельного давления, при которых наступает схватывание. Глубина каналов !ри этом равна 7—
9 л!к. Исходя из указанных величин, аналитически рассчитывают параметры режима ооработки. Обработку при твердости Яс==55 — 62 производят алмазным сферическим наконечником по способу виброобкатывания.
Плавающая втулка верхней головки шатуна, например, двигателя вн треннего сгорания, отлича!ощаяся тем, что, с целью повышения износосгойкости и надежности в работе, наружная поверхность втулки снабжена микрорельефом, выполненным в виде одной или нескольких непрерывных соприкасающихся
10 канавок, имеющих форму синусоиды, íà70жеппой на винтовую линию.