Гаситель крутильных колебаний вала

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОЛ АСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹â€”

Заявлено 28.V.1969 (№ 1341721/24-6) .ЧПК F 16f 15 10 с присоединением заявки М—

Комитет по делам изобретений и открытий прн Совете Министров

СССР

Приоритет—

Опубликовано 01.Х.1971. Бюллетень ¹ 29

Дата опубликования описания ЗО.XI.1971

УДК 621.43 — (52.2 (088.8) Автор изобретения

Л. В, Ефремов

Заявитель

ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛ ЬН ЫХ КОЛ ЕБАН И Й ВАЛА

Изобретение относится к области машиностроения.

Известны гасители крутиль ых колсбан:.ш вала, например, для двигателя внутреннего сгорания, содержащие фрикцио1шые элементы, один из которых установлен на валу cBQбодно, а другой — жестко. Недостатком таких гасителей является то, что они обеспечивают защиту вала двигателя только на одной резонансной зоне частот.

Предлагаемый гаситель позволяет обеспечить защиту вала на нескольких резонансных зонах частот. Для этого жестко установленный на валу элемент снабжен регулируемым цеитробеiк!п!м ме .анизмом с пОдВижным IIIToком, взаимодействующим со свободны:1 элементом гасителя.

I IB 10рте?ке IIQK233II Ilp0+.Ioi!(0;! I! I É гBc! Iтель.

Гаситель содержит элеъlенты, из которых элемент 1 установлен на валу 2 свободно, а элемент 8 — жестко. Элемент 8 снабжен регулируемь1м центробежным механизмом, например в виде грузов 4, с подвижным штоком

5, взаимодействующим со свободным элементом 1 гасителя.

Гаситель работает следующим образом.

При отсутствии вращения верхний упор 6 штока б взаимодействует с фрикционной поверхностью элемента 1. В этом случае элемент 1 жестко связан с элементом 8 за счет сил трения. При вращении вала 2 на шток 5, кроме силы пругости, воздействует центробежная сила от расходящихся грузов 1, которая увеличивается пропорционально квадрат, 01(opocTИ вращения. При определенны пслах оборотов цснтроб:жные силы IlpclIL .шают силу упругости, зависящую от положения рсгулировочного болта (, и тогда >;I« мент 1 отсоединяется от элемента в, что lip!!водит к уменьшен:по момента инерции гасителя и повышению частоты свободных колсбашш. Поэтому резснанс на рассматриваемых числах оборотов перемещается на более высокие обороты. При дальнейшем увеличени:I скорости вр",ùåíèÿ шток 5 перемещается от оси к периферии элемента 3 и мпшп|альный момент инерции остается до тех пор, пок-1 нижний упор 8 нс воздействует на фрпкцпон11ую поверхность (1. Тогда момент инерции

BIIoBb увеличивается. и резонанс возвращае Iся на более низкие числа оборотов, а на тех числах оборотов, на которых гаситель рабоT l0T, кр1 тиль!:ь10 колеоания IDIC!oT ъlиииъlальну10 амплит ду.

Предлагаемый гаситель целесообразно использовать для двигателей, 3 которых при максимальных числах оборотов или вблизи

НИХ РаЗВИВаКттСЯ СИЛЬНЬ10 РЕЗОНаНСНЬтс КО 10бания, 315835

3 (.о:i;!.ш с.:ь В. Васи.аье:-;

Р дик«с.> A. 10. Нсйсоиенко Тек1ид 3. Н. Тараиеико Коррскп р О. рп Во;кива

Заказ 436/1807 Изд. ¹ 1271 Тираж 473 i (î;i. iiie:!oå

1 1(ИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Сове е 11ипис.воii (Р

Иоскаа, Ж-35, Раушскаи наб., д. 4 8

Тип. Х.=.рьк..|и:,!,: ре",. «Потев г:

Прсимлцеством гасителя является во гможпость его регулировки пепосрсдствс:шо по результатам торспографироваиия.

Предмет изобретения

Гаситель крутильпых колебаний вала, например, для двигателя внутреннего сгорания, содержащий фрикционные. злсмснты, ониц

L

1 которых установлен па валу свобо IIIO. а другой — жестко, отлича ои,ийся тем, что, с целью защиты вала па нескольких рсзопаиспых зонах частот, жестко установленный па валу спаожси рсг лир eiiiht!x центробежным механизмом с подвижным штоком, взаимодсйствуизщпм со свобо гиым злсмсптом —.acèòñ iÿ.