Светофильтр

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

31768

Класс 57Ь, 18

АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО HA ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ светофильтра.

К авторскому свидетельству К. й. Цяабалюка, заявленному 25 мая

1932 года (спр. о пер. № 109784).

0 выдаче авторского свидетельства опубликовано 31 августа 1933 года.

Если с помощью монокля или вообще какого-либо хроматически некоррегированного объектива (перископа и др.) в фотографической камере проектирозать изображение предмета на матовом

Y. стекле, то естественно, что наводка на фокус производится путем устанавливания матового стекла в плоскоСти наибольшей видимой яркости изображения, т.-е. в плоскости желтых лучей. При замене матового стекла фотопластинкой, снимок не будет резок, так как наиболее активные сине-фиолетовые лучи окажут свое действие раньше желтых и вообще всех других, в то же время изображеиие, рисуемое этими фиолетовыми лучами, окажется не в фокусе, так как резкость избиралась в плоскости желтых лучей. Для исправления разницы обоих цветных фокусов, после визуальнорезкой установки в плоскости желтых лучей, необходимо передвинуть матовое стекло (и пластинку) в плоскость лучей сине-фиолетовых. Практически она составляет от 2 до 2K% длины фокусного расстояния. Хроматическая аберрация маходится в зависимости от светосилы линзы, т.-е. от отношения величины диаметра зрачка диафрагмы к длине главного фокуса линзы (объектива) позто- 1

- му чем меньше диафрагма, тем меньше проявляется хроматическая аберрация, и наоборот. Объектив, например, при

F . 50 уже совершенно не требует введения поправки, давая достаточно резкое неразмытое изображение, то же наблюдается и в перископе при F: 25.

Конечно, явление хроматической аберрации и при этих светосилах не устраняется вполне, но влияние ее становится уже настолько незначительным. что полученное в этих условиях изображение не воспринимается нами как расплывчатое; при таких небольших относительных отверстиях анахроматические объективы пригодны для фотографирования без введения „поправки" даже пейзажей. Таким образом, стремясь к устранению влияния хроматической аберрации на изображение, следует сосредотачивать свое внимание не на центральной части линзы, а на ее наружно-кольцевой зоне, и это тем более, чем ближе к окружности линзы расположены,точки, сквозь которые свет проходит в фотографическую камеру. Центральный диск (для монокля (F: 50) можно, следовательно, считать и вовсе не требующим хроматической поправки; другими словами, при исправлении в монокле хроматической аберрации следует сосредоточить работу только на наружно-кольцевой зоне, превышающей диаметр центрального кружка F: 50.

1.1 если бы исправление хроматической аберрации в этой зоне удалось, то даже таким, фактически, конструктивнонедоисправленным объективом можно получить, практически, тот же результат, что и с ахроматизированной или так называемой ландшафтной линзой. Исправив монокль до степени коррекции, свойственной ахроматической ландшафтной линзе, получают возможность не прибегать к поправке передвижения .матового стекла, но не получают и тех особенностей монокля, которые, будучи оптически недостатками (хром. аберрация), с художественной стороны являются как раз его основными, главнейшими достоинствами — мягкость, растушеванность контуров и теней. Оптимум, очевидно, должен лежать где то между— с одной стороны,— полным отсутствием коррекции, и — с другой — полной же ахроматизацией. Т.-е, .другими словами, оставляя центральный кружок без испра- вления, нужно принимать его равным не F: 50, а какой-то другой величине, например, F: 25, F: 16 и т, д., вообще оставлять неисправленный центральный кружок, больший, чем F:50.

Предлагаемый светофильтр представляет собой такой светофильтр, который окрашен в обычный желтый цвет светофильтров равномерно по всей его поверхности, но с оставлением неокрашенной (или вырезанной и удаленной) круговой центральной части большего или меньшего диаметра, в зависимости от того, большего или меньшего коррегирующего влияния светофильтра на коррекцию явлений хроматической аберрации надо достигнуть.

Как минимум отверстия, соответствующий максимуму этой коррекции в применении к моноклю, является диаметр отверстия, равный 1/50 длины главного фокуса линзы. Противоположный предел — полное устранение кольцевого светофильтра.

Поскольку хроматическая аберрация есть функция радиуса зрачка диафрагмы, постольку влияние ее является нарастающим от центра к периферии.

Таким образом применение однообразно окрашенного, а тем более — интенсивного в своей окраске светофильтра для центральных частей, где хроматизма нет, явилось бы излишним, а на небольшом расстоянии от центра, где хроматическое разложение еще ничтожно или не очень велико, — черезмерным, и только для самой дальней кольцевой краевой зоны интенсивность светофильтрования была

"-бы соответствующей. Следовательно, такой одноцветный светофильтр в центральной и прицентральной частях сы- . грал бы роль совершенно ненужного препятствия для быстроты экспозиции, т.-е. вызывал бы ее бесполезное замедгение.

Видоизменение светофильтра заключается в том, что светофильтр, предназначенный для роли хромофильтра (светофильтра для анахроматов). построен по принципу переменной интенсивности окраски от нуля (в центре) до максимума интенсивности (по краям).

Современная фотография уже давно пользуется неравномерно окрашенными или так называемыми оттененными светофильтрами, употребляемыми для подавления излишней интенсивности синих лучей в одной какой-либо части рисунка, чаще всего — неба, в ландшафтной съемке. В таких светофильтрах наиболее интенсивная окраска по одному краю постепенно убывает по направлению к другому, соответственно тому, как, например, влияние синевы неба убывает по направлению к горизонту, на горизонте и, накбнец, на фоне постепенно все приближающихся планов собственно пейзажа Такие светофильтры легче всего делаются путем простого склеивания двух стеклянных клиньев,,одного — неокрашенного, другого окрашенного равномерно и однообразно, но отшлифованного под углом, т.-е. подлинного клина..Описываемый хромофильтр — тоже, в принципе, клин, но не с прямолинейно, а с криволинейно убывающей от периферии к центру интенсивностью окраски.

Предмет изобретения.

1. Светофильтр, окрашенный в желтый или иной цвет, отличающийся тем, что центральная круговая часть его оставлена не окрашенной.

2. Форма выполнения светофильтра по и, 1, отличающаяся тем, что средняя кольцевая часть его вырезана.

3. Видоизменение светофильтра по п,п. - .1 и 2, отличающееся тем, что окраска его сделана убывающей от максиимальной интенсивности у перифери до минимальной у ",,центрального отверстия.

Ленпродпечатьсоюз. Тип. „Печ, Труд". Зак. 4736 — 5CO