Вал отбора мощности для тракторов и аналогичных машин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

318353

OnИСЛНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 09.VI.1969 (№ 1341862/30-15) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 28.Х.1971. Бюллетень № 32

Дата опубликования описания 20.1.1972

МПК А 01Ь 71/06

В 601 17, 28

В 60k 25/08

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УДК 629.114.2.585.12 (088.8) Авторы изобретения

К. H..Âèíîãðàäîâ, Л. Н. Кранцов и А. А. Фефилов

Липецкий тракторный завод

Заявитель

ВАЛ ОТБОРА МОЩНОСТИ ДЛЯ ТРАКТОРОВ

И АНАЛОГИЧНЫХ МАШИН

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и может применяться при конструировании тракторов и аналогичных машин.

Известен вал отбора мощности с шестеренным двухступенчатым редуктором, в котором ведомый и ведущий валы имеют посадочные гнезда для переставного хвостовика, снабженного на .концах шлицами различного профиля — прямобочными и эвольвентными. Недостатком такой конструкции является то, что при переналадке вала отбора мощности с одной скорости вращения на другую меняются координаты расположения хвостовика и возникает необходимость перестановки защитного кожуха. Кроме того, шлицевые концы переставного хвостовика изнашиваются не только в сопряжении со шлицевыми втулками валов машин, но и при передаче момента от редуктора на другой конец хвостовика.

Целью изобретения является повышение к.п.д., надежности и долговечности вала отбора мощности при работе на наиболее употребительной скорости (540 об/>мин) . Достигается это путем введения в,привод вала отбора мощности шестеренного двухступенчатого редуктора с соосными валами и путем передачи крутящего момента на наиболее употребительной скорости напрямую с ведущего вала редуктора на .ведомый вал посредством передвижной ведомой шестерни. Ведомая шестерня в этом случае работает в качестве шлицевой соединительной муфты, Таким образом, из привода вала отбора мощности (ВОМ)

5 исключается зубчатое зацепление, т. е. повышается к. п. д., а замена зубчатого зацепления шлицевым соединением увеличивает надежность и долговечность работы ВОМ.

Кроме того, для удобства обслуживания

1О передача крутящего момента от ВОМ к сельскохозяйственным машинам на обеих скоростях (540 и 1000 об мин) осуществляется с помощью одного переставного хвостовика. Координаты расположения хвостовика при этом не

15 меняются, так как он вставляется в одно и то

>ке посадочное гнездо, располо>кенное в ведомом валу редуктора, а переключение скорости производится этим же хвостовиком во время установки его в посадочное гнездо. Соответ20 ствие между шлицевым наружным концом хвостовика и числом оборотов его обеспечивается автоматически.

В отличие от известного переставной хвостовик кроме различно выполненных шлице25 вых концов имеет утолщенную среднюю часть, через которую воспринимает крутящий момент от ведомого вала редуктора и которая является посадочной. Для фиксации в осевом направлении в посадочном гнезде ведомого вала

30 редуктора переставной хвостовик в утолщен5

65 ной части имеет отверстие под установочный палец (штифт). Соответственно имеется отверстие в ведомом валу редуктора. Момент с ведомого вала редуктора на утолщенную среднюю часть хв остов ика передается через шлицы, шпонку или через установочный палец (штифт).

Для того чтобы при том или ином положении хвостовика, зафиксированного в посадочном гнезде ведомого вала редуктора, подвижная ведомая шестерня редуктора занимала соответствующее положение, т. е. для обеспечения соответствия между получаемой скоростью и положением наружного шлицевого конца хвостовика, последний имеет упорные торцы, расположенные на разных расстояниях от оси фиксирующего отверстия (в утолщенной средней части хвостовика). В данном случае это торцы утолщенной средней части хвостовика.

На чертеже изображен вал отбора мощности.

Вал отбора мощности состоит из ведущего вала 1, блока шестерен 2 и ведомого вала 3.

Внутри ведущего вала находится возвратная пружина 4, упирающаяся одним концом в седло 5, а вторым концом — в упор б. Так как возвратная пружина ставится в поджатом состоянии, то для удобства сборки поставлено стопорное кольцо 7. На шлицевом конце ведущего вала сидит ведущая шестерня 8, удерживаемая от осевого перемещения стопорным кольцом 9 и находящаяся в постоянном зацеплении с малым венцом блока шестерни.

Блок шестерен 2 сидит «Ia оси 10, которая удерживается от проворачивания и осевого перемещения фиксатором 11.

В расточке ведомого вала установлена втулка 12 с запрессованным в нее седлом 18 и шариком 14. На шлицевой конец ведомого вала установлена ведомая шестерня 15, которая может скользить по шлицам и входить в зацепление с большим венцом блока шестерен или со шлицевым концом ведущего вала. Для того чтобы ведомая шестерня, связанная штифтом 1б со втулкой, могла скользить по шлицам ведомого вала, последний имеет два паза для продольного перемещения штифта.

Снаружи в расточку ведомого вала вставляется переставной хвостовик 17, фиксируемый пальцем 18, посредством которого передается крутящий момент на переставной хвостовик.

Один конец переставного хвостовика имеет прямобочные шлицы, а второй — эвольвентные. Средняя часть хвостовика, имеющая больший диаметр чем концы, является посадочной и имеет отверстие для фиксации переставного хвостовика в расточке (гнезде) ведомого вала. Ведомый вал имеет соответствующее отверстие. Торцы утолщенной средней части переставного хвостовика расположены на разных расстояниях от оси отверстия и служат для переключения ведомой шестернями.

Ведущий вал вращается со скоростью

540 об мин, Для получения такой же скорости на переставном хвостовике последний вставляется в расточку ведомого вала прямобочными шлицами наружу (на чертеже положение А). В этом случае переставной хвостовик торцом утолщенной части стороны эвольвентных шлицев толкает втулку и связанную сией ведомую шестерню, которая выводится из зацепления с большим венцом блока шестерен и своим внутренним шлицевым отверстием соединяет напрямую ведущий и ведомый валы.

Возвратная пружина при этом сжимается давлением шарика на упор, Таким образом, вращение от ведущего вала через ведомую шестергпо, ведомый вал и палец .передается на переставной хвостовик.

При удалении переставного хвостовика из расточки ведомого вала возвратная пружина через упор, шарик, седло, втулку и штифт действует на ведомую шестерню, выводит ее из зацепления с ведущим валом и вводит в зацепление с большим венцом блока шестерен.

Для получения скорости вращения хвостовика 1000 об/мия он вставляется в ведомый вал эвольвентными шлицами наружу (на чертеже положение Б), при этом торец утолщенной средней части со стороны прямобочных шлицев не доходит до втулки, т. е. ведомая шестерня остается в зацеплении с большим венцом блока шестерен и момент от ведущего вала на переставной хвостовик передается через ведущую шестерню, блок шестерен, ведомый вал и палец.

Предмет изобретения

1. Вал отбора мощности для тракторов и аналогичных машин, имеющий для получения двух скоростей вращения шестеренный двухступенчатый редуктор с подвижной ведомой шестерней и с одним .посадочным гнездом для выходного хвостовика, отличающийся тем, что, с целью .повышения,к. п.д., надежности и долговечности вала при работе на наиболее употребительной скорости, шестеренный двухступенчатый редуктор выполнении с соосными валами и передача момента на наиболее употребительной из двух скоростей производится напрямую с ведущего вала редуктора на ведомый вал посредством передвижной ведомой шестерни, работающей в данном случае в качестве соединительной муфты.

2. Вал по и. 1, отличающийся тем, что, с целью передачи основного крутящего момента с ведомого вала редуктора, выходной хвостовик имеет утолщенную среднюю часть с отверстием для фиксации в посадочном гнезде.

3. Вал по п, 2, отличающийся тем, что торцы утолщенной части выходного хвостовика расположены на разных расстояниях от оси фиксирующего отверстия.

Редактор Е. Хорина

Составитель В. Богачев

Техред 3. Тараненко

Корректор 3. Тарасова

Заказ 3848/11 Изд. № 1497 Тираж 473 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, К-35, Раушская наб., д, 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2