Способ получения циклогексана

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ к Авторском свидетельству (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) 3аявлено 300568 (21) 1244809/23-04

Союз Севетсилк

Сецналнстлчесимк

Рвапублик (111 3192О6 (61) М. Кл.

С 07 С 5/10

С 07 С 13/18 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 547 ° 592 о .1 (088. 8) Опубликовано 0503,79 Бюллетень ph 9

Дата опубликования описания 050379 (72) Авторы изобретения

Г.E Àðèñòîâ, А.М.Проскурнин и В.В.Ермакова (71) Заявитель (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЦИКЛОГЕКСАНА

Изобретение относится к способу проведения реакции гидрирования бензола, широко применяемой в химической промышленности при производстве капролактама, методом окисления циклогексана воздухом.

Известен способ проведения реакции гидрирования бензола в циклогексан при 150-200 С и давлении 1100 атм на никель-хромовом катализа10 торе с предварительной очисткой сырья на медных форконтактах. Однако такой способ имеет неравномерное выделение тепла по всему объему катализатора и сокращение срока работы катализатора под действием серных соединений, поступающих с сырьем.

С целью устранения указанных недостатков, предлагается никель-хромовый катализатор разбавлять по зонам медно-магниевым в соотношении 1гl.

Разбавление никель-хромового катализатора медно-магниевым позволяет расширить зону выделения тепла, увеличить поверхность теплообмена и сделать равномерным выделение тепла по всему слою катализатора, что позволяет увеличить срок работы катализатора.

Медно-магниевый катализатор выполняет функции поглотителя сернистых соединений, которые содержатся в бензоле, поступающем с форконтактной очистки, в количестве 0,00001% серы.

Это количество серы вызывает отравление катализатора гидрирования, что приводит к смещению активной зоны вы- деления тепла. Применяемую смесь никель-хромового и медно-магниевого катализаторов берут в соотношении l.:1 с позонным раэбавлением.

Пример. Бензол и водород подают в трубчатый реактор, работающий при давлении 30 атм и температуре

200ОC. Объемная скорость по бензолу

0,5 л катализатора на 1 л бензола в

1 ч. Молярное соотношение водорода к бензолу 10:1.

Трубчатый реактор заполнен никельхромовым и медно-магниевым катализатором, в качестве разбавителя. Общий объем катаЗлитической смеси составляет 100 см, из них 50 см медно-магниевого катализатора.

Разбавление проводят в три зоны

В первой зоне никель-хромовый катализатор разбавляют в пять раз, во второй — в два раза, в третьей зоне никель-хромовый катализатор не раэбаЭ(319206

Формула изобретения

Составитель С.Хованская

Техред К. Гаврон Корректор В. Куприянов

Редактор Л.Письман

Эаказ 889/60 Тираж 512 Подписное цВИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП Патент, г.ужгород, ул.Проектная,4 ляют. Присутствие медно-магниевого катализатора не оказывает влияния на процесс гидрирования бензола, при этом медно-магниевый катализатор поглощает около 60% сернистых соединений.

Среднее содержание серы в медномагниевом катализаторе составляет

0,4Ъ от веса катализатора. При этом при работе ь условиях изобретения степень превращения бензола составляет 0,999, а при работе без разбавления катализатора гидрирования катализатором сероочйстки, при том же количестве поглощенной серы никельхромовым катализатором, степень гидрирования снижается до 0,996, что является пределом чистоты циклогексана, применяемого в производстве капролактама.

1. Способ получения циклогексана гидрированием бензола при повышенной температуре и добавлении в присутствии никель-хромового катализатора, отличающийся тем, что, с целью увеличения срока стабильной

30 работы катализатора, никель-хромовый катализатор разбавляют медно-магниевым по зонам.

2. Способ по п.1, о т л и ч а ю шийся тем, что процесс ведут при д соотношении никель-хромового и медно-магниевого катализаторов 1:1.