Механизм деления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
3194 2I
ОПИСАНИЕ
ИЗО БРЕТ Е Н И Я. к лвто скомь свидетельствь ) Союв Соввтокиа
Социалистическил
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”
Заявлено 15.Xl l.1969 (№ 1386933/25-8) с присоединением заявки №вЂ”
Приоритет
Опубликовано 02.Х1.1971. Бюллетень ¹ 33
Дата опубликования описания 24.1.1972
МПК В 231 23/08
В 23q 17/02
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 621.914.7(088.8) Автор изобретения
Д. И. Азбель
Заявитель Саратовское специальное конструкторское бюро зубообрабатывающих станков
МЕХАНИЗМ ДЕЛЕНИЯ
Изобретение относится к зубообрабатывающим станкам, в частности зубошлифовальным и зуборезным станкам.
Известны механизмы деления, работающие по методу обкатки зубообрабатывающего станка, с устройством для доворота и установочным элементом, смонтированным в подшипниках соосно с осью поворота дифференциала.
Такое исполнение накладывает определенные ограничения на конструкцию поворачивающего устройства и на выбор типа двигателя.
Целью предлагаемого механизма является исключение ударов во время деления и введение независимых одного от другого движений, Это достигается тем, что на корпусе дифференциала и на установочном элементе соосно с ним укреплены по одному на каждом зубчатые колеса, кинематически связанные между собой посредством водила, несущего другую пару зубчатых колес, одновременно находящихся в зацеплении с третьей парой солнечных колес внутреннего зацепления, одно из которых неподвижно относительно станины, а другое — приводится в действие механизмом доворота, выполненным в виде вращающегося вала с косозубой шестерней и скрепленного с ней барабана с замкнутой канавкой, в которую помещен ролик с неподвижной осью, причем один из участков канавки спрофилирован по винтовой линии, имеющей одинаковый шаг с винтовой линией зубьев косозубой шестерни.
На фиг. 1 изображен предлагаемый механизм; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез iso Б — Б на фит. 1; на фиг. 4— разрез по  — В на фит. 1.
Механизм деления содержит скрепленные между собой корпусы 1 и 2 и кронштейн 3, в
10 расточках которых установлены корпус 4 поворотной головки, корпус 5 дифференциала и связанные с ним втулка б и деталь 7, установочный элемент, выполненный в виде втулки 8 червячного колеса с закрепленным на ней чер15 вячным колесом 9 и делительным диском 10,неподвижное солнечное зубчатое колесо 11 и подвижное солнечное колесо 12. Втулка б, закрепленная с одной стороны с корпусом дифференциала 5, проходит внутри втулки 8 чер20 вячного колеса и может независимо поворачиваться внутри этой втулки 8 на подшипниках
18 и 14. На втором конце втулки б неподвижно установлен рычаг 15 с гнездом для опор оси 1б, являющейся осью рычага фиксатора 17. В ры25 чаге фиксатора 17 установлен зуб фиксато ра 18. Зуб фиксатора 18, служащий фиксато. ром корпуса дифференциала на время рабочего хода обкатки, размещен на одном уровне с делительным диском 10, имеющим два гнезда
30 для зуба фиксатора, расположенные через
319421
180 . Червячное колесо 9 находится в зацеплении с червяками 19 и 20, оси которых параллельны между собой. Каждый червяк 19 и 20 опирается на два сепаратора 21 с набором шариков, так, что он может и вращаться и перемещаться в направлении своей осп. Длинные концы червяков 19 и 20 снабжены шпонками и входят в расточки со шпоночными канавками в зубчатых колесах 22 и 28. Зубчатые колеса
22 и 23 сцеплeíû между собой, а их оси совпадают соответственно с осями червяков 19 и 20.
Каждое из зубчатых колес 22 и 28 установлено в крышке 24. Поршень 25 нагружен давлением масла из гидросистемы, развиваемое поршнем 25 давление поджимает червяк 20 вдоль его оси и через червячное колесо 9 и червяк 19 воздействует на рычаг 26. Рычаг 26 является звеном механизма, определяющего величину и характер вводимого в цепь обкатки движения (рычаг 26 принадлежит модификатору обкатки). С колесом 22 сцепляется зубчатое колесо 27, соединяемое валом 28 с другим устройством для введения в цепь обкатки дополнительного перемещения (c устройством для разделения припуска). На одном из концов втулки червячного колеса 8 нарезан зубчатый венец 29. На втулке 6 нарезан зубчатый венец 30.
Оба венца 29 и 80 соосны между собой и имеют одинаковое число зубьев. Зубчатые венцы внутреннего зацепления в солнечных зубчатых колесах 11 и 12 также имеют одинаковое число зубьев, их оси совпадают с осями зубчатых венцов 29 и 30. Зубчатое колесо 81 зацепляется с венцом 29 и венцом солнечного неподвижного зубчатого колеса 11, зубчатое колесо 82 сцепляется с зубчатым венцом 80 и с венцом неподвижного зубчатого колеса 12. Оси зубчатых колес 31 и 32 помещены в расточках водила 88, которое свободно сидит на втулке 6 и может поворачиваться на ней, От осевого смещения водило 38 предохраняется торцами втулок б и 8. Подвижное солнечное зубчатое колесо 12 имеет нарухкный зубчатый венец, который сцепляется с зубчатым колесом 84 блока колес, второе колесо этого блока 85 сцепляется с косозубой шестерней 86, которая сидит на валу 87, делающем один оборот за цикл работы станка. Вместе с косозубой шестерней 86, перемещаемой в соответствии с шагом винтовой линии зубьев, скреплен барабан 88, имеющий на наружном цилиндре замкнутую канавку. Один из участков канавки спрофилирован по винтовой линии, шаг которой совпадает с шагом винтовой линии зубьев косозубой шестерни 36. Шпонка 89 не позволяет косозубой шестерне 86 поворачиваться относительно установочного элемента вала 87, сохраняя возможность осевого перемещения косозубой шестерни 86 по валу 87. Ролик 40, входящий и канавку барабана 88, может вращаться в опорах корпуса 2. На верхнем конце вала 87 установлен барабан 41, имеющий замкнутую канавку, в которую входит ролик 42, установленный в корпусе 1 с возможностью поворота.
Шпонка 48 заставляет барабан 41 вращаться
65 с валом 87, при этом сохраняется возможность осевого смещения барабана 41 вдоль вала 87.
Хвостовик барабана 41 проходит через отверстие в вилке 44. Пружины 45 поджимают вилку 44 к торцу барабана 41, выбирая зазор между ними. Рычаг вилки 44 входит в кольцевую проточку на зубчатом колесе 46, имеющем косой зуб. Koëåño 46 может перемещаться в осевом направлении по рычагу 15. От вращения зубчатое колесо 46 зафиксировано шпонкой. Зубчатос колесо 46 входит в зацепление с зубчатым колесом 47, неподвижно установлепным на оси 16 рычага фиксатора. Через эти колеса вилка 44 выводит зуб фиксатора из паза делительпого диска, т. е. расфиксирует корпус дифференциала. Зубчатые колеса 48 и
49 установлены в подшипниках качения в корпусе 4 поворотной головки, Зубчатое колесо 48 неподвижно соединено с валом 50. Вал 51 соединяет зубчатое колесо 49 с зубчатым колесом 52 дифференциала. Второе зубчатое колесо 58 дифференциала выполнено заодно с валом, соединяющим механизм деления с остальной кинематикой станка. Вал 51 делает один оборот относительно вала 53, что вызывает поворот изделия на один шаг. Сателлит дифференциала — колесо 54 установлено в корпусе 5 дифференциала на валу 55. После вывода зуба фиксатора 18 осевое перемещение косозубой шестерни 86 начинает плавно замедляться и: вскоре останавливается, а затем начинается перемещение в противоположную сторону, Поворот вала 87 примерно на /» оборота и обратное осевое перемещение косозубой шестерни 36 на полную длину используются для поворота зубчатого колеса 85. Вращение блока колес 84 и 85 передается подвижному солнечному колесу 12 и через зубчатое колесо 82 зубчатому венцу на втулке б и корпусу 5 дифференциала. Ось зубчатого колеса 52 неподвижна, так как зубчатое колесо 81 сцеплено с неподвижными колесами 11 и 29 и удерживает водило 88 от вращения. Корпус 5 дифференциала поворачивается на >/ оборота. При вращении вала 28, зубчатых колес 22, 23, 27 и червяков 19 и 20 поворачивается червячное колесо 9 и втулка 8 червячного колеса с делительным диском 10, который пазом увлекает за собой зуб фиксатора 18 и через рычаг фиксатора 17, ось 16 поворачивает рычаг 15 и втулку б, скрепленную с корпусом 5 дифференциала.
Поворот корпуса 5 дифференциала вызывает угловой поворот вала 51относительно вала 58, преобразуемый в поворот изделия относительно инструмента. Таким образом, в цепь обкатки вводится дополнительное движение. Второе дополнительное движение вводится при повороте червячного колеса 9 за счет осевого смещения червяка 19 от рычага 26. Поворот червячного колеса против часовой стрелки вызывает перемещение поджимающего поршня и вытеснение масла в гидросистему. При обратном ходе рычага 26 усилие поршня 25 заставляет червяки 19 и 20 и червячное колесо 9 перемещаться вслед за рычагом 26. Поворот чер319421 о вячного колеса 9 передается корпусу 5 дифференциала, как и в первом случае, Предмет изобретения
Механизм деления, работающий по методу обкатки зубообрабатывающего станка, с устройством для доворота и установочным элементом, смонтированным в подшипниках соосно с осью поворота дифференциала, от.гичаюи1ийся тем, что, с целью исключения ударов во время деления и введения в цепь обкатки независимых одна от другого движений, на корпусе дифференциала и на установочном элементе соосно с ним укреплены по одному на
6 каждом зубчатые колеса, кинематически связацныс между собой посредством водила, несущего другую пару зубчатых колес, находящихся в зацеплен"è с третьей парой солнечных ко5 лес внутреннего зацепления, одно из которых неподвижно относительно станины станка, а другое — приводится в действие механизмом доворота, выполненным в виде вращающегося гала с косозубой шестерней и скрепленного с
10 ней барабана с замкнутой канавкой, в которую помещен ролик с неподвижной осью, причем один из участков канавки спрофилирован по винтовой линии, имеющей одинаковый шаг с иштовой линией зубьев осозубой шестерни.