П-ктно-шйичес;библиотекаая] есш:а iичт^'цт1ы-- "•

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН Ия

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

3I9456

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

МПК В 24Ь 47/00

Заявлено 23.1Х.1969 (№ 1357158/25-8) с присоединением заявки № 1452817/25-8

Приоритет

Опубликовано 02.Х1.1971. Бюллетень № 33

Дата опубликования описания 12.1.1972

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УДЫ 62-83(088.8) Автор изобретения

В. М. Харатьян

Московский станкоинструментальный институт

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЬ! ЭЛЕКТРОПРИВОДА

Известны устройства для защиты электропривода шлифовально го круга, содержащие схему запуска привода и схему сравнения опорного напряжения с напряжением тахогенератора, установленного на валу указанного привода. Однако использование регулируемых приводов постоянного тока для вращения шлифовальных кругов невозможно без надежной системы защиты от превышения максимально допустимой окружной скорости круга (для обычных шлифовальных кругов скорость 35 л4/сек), что является основным условием безопасной работы на шлифовальных стенках.

Целью изобретения является разработка надежной системы защиты от недопустимого превышения скорости круга. Эта цель достигается тем, что в электропривод введены три поляризованных реле, одна из обмоток первого реле включена последовательно с тахогеиератором, а его вторая — в схему запуска привода, обмотки двух других реле соединены последовательно между собой и включены на разность напряжений тахогеиератора и стабилизированного опорного.

На чертеже изображена принципиальная схема электропривода с устройством защиты.

Якорь 1 и обмотка 2 возбуждения приводного двигателя питаются от отдельных тири сторных преобразователей. В качестве системы управления тпристорами применена система фазового управления с использованием самонасыщающихся магнитных элементов, Силовой тиристорный преобразователь собран по трехфазной мостовой полууправляемой схеме и включается в сеть через трансформатор 8. Для уменьшения зоны прерывистых токов и увеличения коэффициента»спользования двигателя последовательно с

l0 якорем двигателя включен дроссель 4. Эта цепь зашунтирована разрядным вентилем 01.

Защита силовых диодов и тиристоров от перенапряжений осуществляется с помощью общей RI, CI цепочки, шунтирующей вторичные обмотки силового трансформатора через выпрямительный мост, в котором использованы ТрН силовых Dg> Dg D4 и три дополни тельных (D5, DIj) D7) диодов. Цепь возбуждения двигателя питается от однофазпого ти20 ристор ого преобразователя, включенного непосредственно на напряжение 380 в. Система изменения тока возбуждения двигателя имеет отрицательную обратную связь по току, которая уменьшает влияние нагрева на ток

25 возбужде11ия машины. 1-1апряжеиие, пропорциопаль»ое току возбуждения, снимается с

RI и подается в цепь обратной связи на обмотку Р„магнитного элемента блока управления тиристором T. Система автомати30 ческого регулирования скорости двигателя

319456

60 является многосвязной и обеспечивает требуемую стабильность скорости при изменении нагрузки сетевого напряжения и прогрева элементов привода во время работы. B качестве обратной связи использована связь по скорости, которая осуществляется с помощью тахогенератора 5 и воздействует в обоих зонах регулирования на тиристорпый преобразователь, питающий якорную цепь двигателя. Изменение величины выпрямленного им напряжения производится посредством задающего потенциометра R„„.,— 1. Сигнал обратной связи, снимаемый с делителя R„— 2, который шунтирует тахогенератор, электрически сравнивается с напряжением задающего потенциометра R„— 1, и разность между этими напряжениями подается в систему фазового управления (обмотки управления

Ф магнитных элементов), определяя фазу управляющих импульсов, величину выпрямленного напряжения и скорость вращения двигателя при регулировании в первой зоне.

Регулирование скорости двигателя во второй зоне происходит за счет изменения фазы управляющего импульса однофазного тиристорного преобразователя, питающего цепь возбуждения с помощью реостата R, 3, последовательно с которым включена обмотка управления W,. Величина сопротивления этого реостата определяется положением правочного устройства на станке так, что при уменьшении диаметра круга во время правки соответственно увеличивается скорость вращения приводного двигателя, поддерживая неизменной окружную скорость круга. С этим реостатом механически связаны два потенциометра RÄ вЂ” 2 и R„— 4. Потенциометр Roc — 2 меняет глубину обратной связи по скорости, обеспечивая постоянство напряжения на якоре двигателя, при регулировании скорости во второй зоне. Потенциометр R„„— 4 меняет величину опорного.

Защитное устройство содержит три поляризованных реле Рь Р> и Рз. Катушка реле

Р> включена на разность между опорным напряжением и напряжением тахогенератора, Стабилизируемое опорное напряжение, снимаемое с R„— 4 строго соответствует напряжению, которое развивает тахогенератор, когда окружная скорость круга равняется

35 м/сек за счет того, что движок этого потенциометра механически связан с реостатом

R,< — 3. При превышении скорости на 5 /о выше максимально допустимой от разницы между опорным напряжением и напряжением тахогенератора, реле Р> срабатывает и своим нормально замкнутым контактом разрывает цепь питания катушки реле П, отключая привод. Превышение величины опорного напряжения над напряжением тахогенератора, ког5

40 да окружная скорость меньше 35 м/сек прикладывается к стабилизатору СТ 5, напряжение стабилизации которого несколько меньше минимальной величины опорного напряжения, что исключает протекание тока от опорного потенциометра к цепи тахогенератора при работающем приводе. Однако, когда привод не включен и напряжение тахогенератора равно нулю, ток, протекающий под действием опорного напряжения достаточен, чтобы сработало поляризованное реле Рз, катушка которого включена последовательно с катушкой реле Р>. Нормально открытым контактом реле Рз подготавливает цепь включения катушки реле П. Таким образом, каждый раз перед включением привода в работу проверяется целостность этой цепи защиты. Контроль превышения скорости круга в случае обрыва цепи тахогенератора осуществляется реле, выполненным в виде двух катушек; малоомной катушки Р включенной последовательно с якорем тахогенератора и контролирующий целостность этой цепи и другой катушки Р", питаемой от источника постоянного напряжения через нормально замкнутый контакт реле П, и обеспечивающий питание катушки реле П при пуске привода. Нормально открытый контакт реле Р> включен последовательно с катушкой реле П.

Под действием катушки Р, за счет разряда емкости С контакт реле Р> замкнут при пуске до тех пор, пока ток цепи тахогенератора не достигнет величины, при которой катушка

Р сможет удержать этот контакт в том же положении. В случае, если цепь тахогенератора разорвана, то по окончании разряда емкости С контакт реле Р обесточит катушку реле П и остановит привод. То же самое произойдет если цепь тахогенератора разорвется по какой-нибудь причине во время работы привода.

Предмет изобретения

Устройство для защиты электропривода шлифовального круга, содержащее схему запуска привода и схему сравнения опорного напряжения с напряжением тахогенератора, установленного на валу указанного привода, отличающееся тем, что, с целью надежного отключения привода при превышении кругом скорости на 5 /о больше допустимой, в него введены три поляризованных реле, одна из обмоток первого реле включена последовательно с тахогенератором, а его вторая — в схему запуска привода, обмотки двух других реле соединены последовательно между собой и включены на разность напряжений тахогенератора и стабилизированного опорного.

319456

Составитель А. Андрианов

Редактор Т. Гаврикова Текрсд Т. Ускова Корректоры: Т. Бабакина и T. Гревцова

Заказ 384374 Изд. № 1574 Тираж 473 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2