Всшоюзиая iбиблиотека

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И CA Н И Е

ИЗОЬРЕтЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

3) 9994

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 16.III.1970 (№ 1414344/24-7) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 02.Х1.1971. Бюллетень № ЗЗ

Дата опубликования описания 18.1.1972

МПК Н 021(3/22

Комитет по полам изобретений и открьпий при Совете Министров

СССР

УДК 621.313.333.1.076.5 (088.8) Авторы изобретения

Б. Л. Коновалов, Е. Х. Глидер, A. А. Чигиринский, О. Б. Градов, Д. Б. Карпман, Б. В. Спивак, В. С. Кильдишев и О. В. Барков

Заявитель

УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ВАЛОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Известен узел соединения валов электрических машин, содержащий охлаждаемые жидкостью токопроводящие шины, размещенные в аксиальных пазах каждого вала и токоведущие сегменты для электрического соединения шин, размещенные в концевых частях валов.

В описываемом узле соединения валов для повышения надежности соединения и облегчения условий монтажа концевые части валов выполнены разного диаметра, снабжены с торцов радиальными пазами, предназначенными для размещения в валу меньшего диаметра концевой части токопроводящей шины, а в валу большего диаметра токоведущих сегментов.

Токоведущие сегменты могут быть закреплены в радиальных пазах посредством пластин, связанных с торцовой частью вала большего диаметра. В сегментах могут быть выполнены каналы для циркуляции охлаждающего агента, гидравлически соединенные с каналами токопроводящих шин. Токопроводящая шина, размещенная в концевой части вала меньшего диаметра, в месте перехода ее в радиальный паз выполнена разъемной.

На фиг. 1 показан описываемый узел с неразъемной токоведущей шиной, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, с разъемной токоведущей шиной в концевой части вала меньшего диаметра; на фиг. 3 — вид по стрелкеА нафиг.1и2.

Концевая часть 1 вала одной из соединяемых электрических машин, например турбогенератора, механически и электрически соединена с концевой частью 2 другой электрической машины, например бесщеточного возбудителя, с помощью крепящих элементов 3.

Одна или обе концевые части валов могут

1Q быть выполнены, например в виде полумуфт.

Диаметр концевой части 1 больше диаметра концевой части 2. В теле соединяемых валов расположены токопроводящие шины 4 и 5 с каналами б и 7 для прохода охлаждающего

15 агента. Шина б уложена в радиальный паза, вьполHeííûé в торце концевой части 2 меньшего диаметра. Шины 4 и 5 заканчиваются устройством электрического соединения в виде плоских сегментов 8 и 9, припаяных к ши2Q нам 4 и 5. В плоских сегментах выполнены радиальные и аксиальные сверления б, в, г, образующие канал для охлаждающего агента, гпдравлически соединенный с каналами б и 7 в токопроводящих шинах 4 и 5. СверлеHHå б

2s выполнено в непосредственной близости к контактной поверхности 10. Место стыка сверления в сегменте 9 уплотнено резиновым кольцом 11.

Сегмент 8 уложен в паз g, выполненный в

30 торце концевой части 1 большего диаметра.

319994

Поверх электрического соединения размещена накладка 12, служащая для закрепления соединения к торцу концевой части 1 и обеспечивающая электрический контакт между сегментами 8 и 9. Для более надежного электрического контакта эти сегменты могут быть дополнительно стянуты болтами или винтами. Для облегчения условий монтажа шина 5 в месте перехода в радиальный паз а, имеет разъем 18 (см. фиг. 2), герметизированный уплотняющим элементом 14.

Для замены уплотняющего элемента 11 достаточно извлечь крепящие элементы 3, снять накладку 12 и повернуть один из валов на /4 оборота, не снимая машины с фундамента, Предмет изобретения

1. Узел соединения валов электрических машин, содержащий охлаждаемые жидкостью токопроводящие шины, размещенные в аксиальных пазах каждого вала, и токоведущие сегменты для электрического соединения шин, расположенные в концевых частях валов, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и облегчения условий монтажа, концевые части валов выполнены разного диамет5 ра и снабжены с торцов радиальными пазами, предназначенными для размещения в валу меньшего диаметра концевой части токопроводящей шины, а валу большого диаметра токоведущих сегментов.

10 2. Узел по п. 1, отличающийся тем, что ,,, крепление токоведущих сегментов в радиальных пазах осуществлено посредством пластин, закрепленных на торце вала большего диаметра.

15 3. Узел по пп. 1, 2, отличающийся тем, что в сегментах выполнены каналы для циркуляции охлаждающего агента, гидравлически соединенные с каналами токопроводящих шин.

4. Узел по пп. 1 — 3, отличающийся тем, 20 что токопроводящая шина, размещенная в концевой части вала меньшего диаметра, в месте перехода ее в радиальный паз выполнеHQ pa3úñìí0É, 318994

Юи2..3

Редактор E. Кравцова

Заказ 3650/15 Изд. № 1523 Тираж 473 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Составитель 3, Горник

Техред Л. Евдонов

Корректоры: Л. Бадылама и Е. Михеева