Соединение деталей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П H С A H И Е 320649
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советских
Социалистических
Реопублии
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства ¹â€”
Заявлено 20.1!.1970 (¹ 1409523/25-27) с присоединением заявки №вЂ”
Приоритет—
Опубликовано 04.Х1.1971. Бюллетень № 34
Дата опубликования описания 19.1.1972
МПК F 16b 5/02 комитет по делам изобретений и открыти9 при Совете Миииотрое
СССР
УДК 621.882.63 (088.8) Авторы изобретения
Л. Д. Арсон и В. Г. Кононенко
Харьковский авиационный институт
Заявитель
СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ
Изо|бретение относится к общему машиностроению.
Известны соединения деталей с помощью посаженного с натягом KGíè÷åñêo ãо болта с потайной головкой.
Недостаток таких соединений состоит в том, что в поперечно натруженных стыках они обладают недостаточной долговечностью из-за высокой концентрации напряжений, а также плохой герметичностью и малой надежностью.
Целью изобретения является устранение указанных недостатков.
Для это го болт выполнен:с цилиндрической головкой, диаметры головки и стержня болта на 0,75 — 2,5% больше исходных соответствующих диаметров отверстий в соединяемых деталях. Этим создается большой натяг, вызывающий пластические деформации в соединенных деталях у отверстий. Входная внешняя кромка головки выполняется по радиусу
0,3 — 0,6 мм. Это обеспечивает беззадирную запрессо вку болта, с той же целью внешний диаметр .резьбы назначается меньше минимального диаметра отверстий в соединяемых деталях и напра|вляющий конус выполняется в месте перехода гладкой части стержня в нарезную. Цилиндрическое гнездо под головку болта в наружной детали соединения имеет плавный переход от стенки к днищу по радиусу 0,2 — 0,4 мм, что уменьшает концентрацию напряжений,и гарантирует плотное прилегание нижней поверхности головки к днищу гнезда, Минимальный диаметр головки выбирается более максимального диаметра стержня на
1,5 — 3 мм, а конусность стержня назначается от 0,02 до 0,1, что обеспечивает детали хорошую работу на отрыв.
Долговечность таких соединений при действии повторно переменных нагрузок выше на один — два порядка, а предел выносливости— в 4 — 5 раз, чем у известных соединений.
Выносливость и долговечность растет за счет благоприятяого изменения характери15 стики цикла напряжений в наиболее нагруженных зонах деталей и вследствие упрочнения поверхности отверстий. Благодаря тому, что традиенты изменения долговечности при изменении величины натяга в случае раавития
2О упруго-пластических деформаций малы, обеспечивается функциональная взаимозаменяеMocTb таких соединений по критерию долговечности, На фиг. 1 схематично показано предлагае25 мое соединение деталей, общий вид; на фиг. 2 — узел 1 на,фиг. 1.
Соединение включает детали 1, 2, болт 3 с цилиндрической головкой 4, .гайку б, шайбу б.
Конусность стержня,и соответствующих расЗО точек в деталях 1 и 2 — 0,02 — 0,1, Диаметры
320649-Предмет изобр етения
Фи 2 У
zen I
Фиг. 2
Составитель В. Холодкова
Редактор Н. Спиридонова Техред 3. Тараненко Корректор Е. Усова
Заказ 852 Изд. № 1587 Тираж 473 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушокая наб., д. ф5
Типография № 24 Главполиграфпрома, Москва, Г-19, ул. Мариса — Энгельса, 14 голодовки и стержня болта больше соответствующих исходных диаметро|в гнезда и отверстий в деталях на 0,75 — 2,5%, за счет чего и создается большой натяг, вызывающий пластические деформации у отверстий соединяемых деталей. Диаметр головки болта больше максимального диаметра стержня на
1,5 — 3 мм, что о беспечивает хорошую работу наружной детали,на отрыв. Входная кромка 7 головки выполняегся по радиусу 0,3 — 0,6 мм.
В гнезде сдела н плавный переход 8 от стенки к днищу по радиусу 0,2 — 0,4 мм; при необходимости в головке болта выполняется шлиц.
1. Соединение деталей с noMombx> установленного с натягом конусного болта с по5 тайной головкой, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности соединения в попереч но нагруженных стыках, диаметры цилиндрической головки и стержня болта выполнены на 0,75 — 2,5% больше соответствую10 щих исходных диаметров отверстий в соединяемых деталях, при этом конусность стержня принята от 0,02 до 0,1.
2. Соединение по п. 1, отличающееся тем, что диаметр головки больше,маисимальното
15 диаметра стержня на 1,5 — 3 мм, а входная кромка головки имеет радиус 0.3 — 0,6 мм.