Картофелеуборочная машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

jj-ðãà/ Ф5p 1/

Класс 4Ьа16

Ф-Д "И1. ЗАЛА № 32238

ЩЩИИОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО НХ МЗОБРЕТЕ 4Е

ОПИСАНИЕ картофедеуборочной машины.

К авторскому свидетельству А. 3. Скарина, заявленному

8 августа 1932-года (спр. о перв. № 113706}.

О выдаче авторского свидетельства опубликовано 30 сентября 1933 года.

Предлагаемая картофелеуборочная ма- шина с барабанами имеет расположенные 1 по их внутренней поверхности шнеки и поворотные прутья, образующие поверх- 1 ность барабана. В целях лучшей очистки 1 картофеля от земли, как прутья„ образую щие поверхность барабана, так и лопатки, образующие шнек на внутренней поверх- ности барабана, выполнены поворотно.

Ллл вырывания ботвы применены распо- I ложенные под углом колеса, снабженные резиновыми ободьями.

На схематическом чертеже фиг. 1 изо- бражает боковой вид машины; фиг, 2— твид машины сверху.; фиг. 3 — 7 — детали устройства поворота прутьев, образующих поверхность барабана и лопаток.

Машина помещается на жесткой раме 1 (фиг. 1 и 2), покоящейся на двух ходовых ребристых колесах 2, сидящих на оси 3.

С этой осью 3 своими концами шарнирно 1 соединена нередняк рама 4, которая та- ким образом опускается или поднимается; на некоторый угол вокруг оси 3. На ра- ме 4 монтированы две пары колес 5 с ре-; зиновыми ободьями. Колеса, как это вид-, 526

I но из чертежа (фиг. 2), расположены под углом, так что они постоянно прижаты друг к другу. Два серединные колеса являются холостыми и укреплены на раме 4 с помощью стойки б, два других— приводятся в движение с помощью зубчатой передачи 7, 8 и 9 от шестерни 10, прикрепленной непосредственно к ходовому колесу 2. В передней части рама 4 имеет площадку 11 для ботвы с наклонными фартуками 12 на обе стороны и флюгером 13, сидящим на вертикальной оси 14. Флюгер И, представляющий собой поставленную на ребро доску, может быть повернут рукояткой 15 к тому или другому фартуку 12, по площадке 11, заставляя таким образом ботву падать с площадки направо или налево, на ходу машины. Машина прицепляется к тракгору с помощью кольца 16 на передке рамы 4. В нижней части наклонной рамы 1 монтированы два лемеха 17 и вильчвтые направляющие 18. В средней части рамы помещены два барабана 19, покоящиеся цапфами своих осей 20 в подшипниках рамы 1. Эти барабаны приводятся во вращение с помощью конической шестерни 27 и цепной передачи 22 от той же шестерни 10 на ходовых колесах 2. Барабан 19 представляет собой пустотелый цилиндр, образованный двумя крайними кольцами 23 и 24 и средним кольцом 25, по окружности которых в длину барабана помещены прутья 26 с поперечным сечением линзообразной формы {фиг. 4), которые и представляют собой решетчатую обо- лочку барабана. Поверх этой оболочки к кольцам 23, 24 и 25 приварена винтовая полоса 27, по линии которой монтируются своими наружными цапфами внутренчие лопатки 28 той же линзообраз- « ной формы поперечного сечения (для наглядности чертежа на фиг. 4 и 2 эти j лопатки не показаны). Лопатки 28, будучи расположены по винтовой линии полосы 27, образуют собой своеобразный решетчатый шнек, которын ори вращении барабанов 10 очищаемый от земли картофель подается к его верхнему концу. Решетки обычных картофелеподателей той или иной конструкции обладают существенным недостатком. Они быстро засоряются и залепляются землей. В предлагаемой кон- струкции картофелекопателя линзообразные в поперечном сечении продольные прутья 26 и шнековые лопатки 28 устроены таким образом, что они могут попарно и касаясь при этом друг друга очищать себя от налипшей земли. Механизм поворота каждой цапфы продольных прутьев 26 устроен следующим образом.

На концы проходящих через кольцо 24 цапф этой пары прутьев 26 надеты ци.линдрические шестеренки 29 на одном и шестеренки 30 на другом (фиг. 3). К ра- i

« ме 1 неподвижно укреплен вдоль бараба- I нов продольный стержень 37 (фиг. 1 — 3),, к которому над линией шестерен 29 и 30 « прикреплен отрезок зубчатой дуги 32. При вращении барабана 79 каждая пара прутьев 26, подходя к стержню 31, набе- гает своими шестеренками на зубчатую дугу 32 и сцепляется с ней, причем ме- ханизм сцепления рассчитан таким обра-! зом, что сначала сцепляется первый, по, ходу барабана, прут 26 и повертывается « на 90, в то время как второй из пары своей шестеренкой 30 только еще входит, в сцепление с дугой 32 и продолжает 1 еще сохранять свое рабочее положение, . т « т.-е. когда большая ось линзы направлена по радиусу барабана. На"фйг 3 как раз и показаны эти моменты одно@из пар а и

6 прутьев 26. При дальнейшем движении: барабана оба прута вращаются в одну сторону (как указано стрелками:на фиг. 3) и, касаясь друг друга, взаимно очищаются от грязи. Когда первый из пары прут Ь повернется на 360 :и станет в свое первоначальное положение, то шестерня 29 выходит из сцепления с дугой З2, прут же а еще продолжает повертываться своей шестерней 30 на угол 90, пока тоже не станет в радиальном направлении своей большой осью поперечного сечения. Что-. бы фиксировать прутья 26 постоянно в радиальном направлении, на концы aõ. цапф насажены шайбы 33 (фиг. 5) указанной на фиг. 3 формы. Как только прут выйдет из сцепления своей шестерней с дугой 32, она плоской поверхностью своей шайбы 33 попадает под направляющее кольцо 34 (фиг. 3), неподвижно укрепленное к, стержню 31 и раме 7. По этому кольцу шайбы всех прутьев скользят своими плоскостями, пока вновь не подойдут к дуге 32, на месте которой кольцо 34 имеет вЬ«рез, освобождающий прутья и дающий им возможность поворачиваться.

Таким образом, за каждый полный оборот барабана 19 все прутья 26 очистятся ог грязи. Так как прутья вращаются внутри полости барабана, то никакого заклинивания земли или картофеля между ними быть не может. Внутренние шнековые лопатки 28 (фиг. 4) расположены по винтовой линии 27 своими верхними цапфами, проходящими между соответственными прутьями 26, линзы которых в этом месте имеют прорезы для беспрепятственного поворота. Нижние цапфы лопаток 28 вращаются в скобках 35 (фиг. 7), приваренные по винтовой линии к трубчатой оси 20 барабана 79. На концы цапфы каждой пары лопаток 28, входящих поверх винтовой полосы 27, насажены шестеренки 36. и 37 (фиг. 6), а под стержнем 37 в соответствующих местах укреплен ряд реек 38. (фиг. 5). При вращении барабана 19 каждая пара лопаток 28 подходят своими ше-стеренками под соответствующую рейку 38,. повертываются друг около друга и очищаются от грязи, аналогично в том же порядке процесса поворота, что и прутья 26;

На фиг. 4 показаны три фазы поворота лопаток 28. Фиксация лопаток в определенном положении после выхода из-под реек осуществляется с помощью двухсторонней собачки 39 (фиг. б) с пружиной 40, укрепленной на винтовой полосе 27..

Работа машины происходит следующим образом. При движении вперед колеса 5 захватывают ботву, зажимают ее между собой, выдергивают и несут вверх; перей.дя верхнюю точку, ботва освобождается, так как в этом месте, в виду расположения колес 5 под углом друг к другу, прекращается ее зажим колесами. Чтобы вместе с ботвой не увлекалась часть клубней картофеля, сделана вилка 18, которая центрирует ботву в зажиме колес и не дает возможности пройти клубню вместе с ботвой, Лемехи 17 подкапывают две гряды картофеля и подают его с землей в барабаны 19, которые, вращаясь, своими лопатками 28, образующими шнек, по.дают массу постоянно вверх. По мере иодьема, земля проваливается между прутьями 2б, и чистый картофель выходит из верхнего устья барабанов и падает в пристегнутую к раме 1 ту или иную тару.

Предмет изобретения, 1. Картофелеуборочная машниа с барабаком, расположенным по его новерхности шнеком.и поворотными прутьями, образующими поверхность барабана, отличающаяся тем, что в целях лучшей очистки картофеля от земли как прутья, образующие поверхность барабана, так и лопатки, образующие шнек на его внутренней поверхности, выполнены позор отно.

2. Форма выполнения машины по и. 1, отличающаяся тем, что для поворота прутьев 2б, образующих поверхность барабана, и лопаток 28, образующих шнек, применены зубчатые рейки 32, 38, соответствующим образом расположенные над барабаном и сцепляющиеся при повороте последнего с шестеренками 29, 30 и 37, Зб, насаженных Hà цапфы прутьев 26 и лопаток 28.

3. В машине по п.п. 1 и 2 применение для шнека и барабана лопаток линзообразного поперечного сечения, взаимодействующих попарно друг с другом для взаимной очистки.

4. В машине по п.п, 1 и 3 применение расположенных под углом и снабженных резиновыми ободьями колес 5, служащих для вырывания ботвы.