Муфта однооборотнаяасесоюзная идтея
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И СА Н И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
323585
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 23.V1.1970 (Л 1454735/25-27) т1. Кл. Г 10d 47/04 с присоединением заявки ¹
Приоритет
Комитет по делам изобретений и открытий
Опубликовано 10.Х11.1971. Бюллетень М 1 за 1972
Дата опубликования описания 15.11.1972
УДК 621.825.5(088.8) при Совете Министров
СССР
Автор изобретения
Заявитель
А. К. Пеньковский
Харьковский филиал Специального проектно-конструкторского бюро
Министерства связи СССР
МУФТА ОДНООБОРОТНАЯ
Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться в механизмах, предназначенных для кратковременного включения в работу звеньев механизмов или машин, обеспечивающих требуемое перемещение или погорот на определенный угол отдельных узлов с фиксацией их положения на протяжении всего времени работы машины в заданном направлении, например поворот отсекателя, определяющего направление движения грузов нри транспортировании; для обеспечения превышения уровня концевых роликов переходных устройств над барабаном транспортеров по направленшо движения грузов нли для выдвижения концевых столов транспортеров и рольгангов по направлению транспортирования грузов и в других случаях.
Известна специальная муфта, например, однооборотная, содержащая вал, храповик, подпружиненную собачку и перемещающийся упор собачки.
Недостатки известной муфты состоят в необходимости применения совместно с ними работающих электромагнитов, электромагнитных муфт и дополнительного привода, что увеличивает сложность, массу и габариты такого комплексного устройства и снижает степень надежности работы.
С целью устранения этик недостатков tt обесне ения отключения ведомого элеменга при ревсрснрованнн вала, муфта однооборотная снабжена механизмом свободного хода, состоящим из жестко установленной на It<1,tó звездочки, расположенных в се клнновь|х выcìêàх ролttêîâ, взаимодействующих с îxtÿòt tвающ< и ее обоймой, жестко соединенной с диском, в вырезе которого н» осн установлена
10 собачка, причем храповый венец выполнен в виде блока с ведомым колесом, имеющего концентрнчную нм расточку, установленного с возможностью вращения на обойме.
Прн этом упор собачки, с целью обеснече15 ння регулировки момента отключения ведомого колеса, вынслнен подвижным, закрепляемым в требуемом положении на внутренней поверхности кожуха.
На фнг, 1 показан поперечный разрез муф20 ты и элементы для передачи движения (нрн правом вращении вала); вариант I — поворот на заданный угол; вариант II — перемещение в горизонтальной плоскости; вариант III — перемещение в вертикальной плоскости; на
25 фш . 2 — продольный разрез н установка муфты на валу.
На вращающийся вал 1 неподвижно на шпонке 2 установлена звездочка 3 механизм 1 свободного хода, которая имеет клиновые
3ц вырезы под ролики 4. Наружная обойма мс323585
4 хг«шзма свободного хода выполнена в виде стушщы кl« одно целое с диском 5, в котором
«местся пыз для рызмещешгя соба1ки б. Собачка б может свободно поворачиваться па осп 7, а конец ее подпружипеи пружиной 8.
11а удли«ен«ой ступице диска 5 свободно посажепо ведомое колесо 9, вы«олиеппое как одно целое с венцом храпового колеса, имеющим одну только впадину. Механизм муфты закрыт кожухом 10, па котором устанавливается и крепится упор 11, предназначенный для выведения из зацепления собачки б и остановки вращения ведомого колеса 9. Кожух 10 прикреплен к неподвиж1гой части изделия 12 — корпусу, коробке, раме, сташше пт.п.
Элементами, передающими движение, являются, например, цепные звездочки 18 и 14. 0«и связаны с ведомым колесом 9 муфты цепью 15 и далее через шестерни 1б и 17 обеспечивают поворот (вариант I) или через шгстершо 1б и рейку 18 требуемое перемещение в горизонтальной плоскости (вариа«т II) или в вертикаль«ой плоскости (вариант III).
Муфта является самоуправляемой, «ереверсивпой и работает только при определенном направлении вращения вала (правом или левом).
На фиг. 1 показана муфта, работающая при правом вращении вала. Вместе с валом вращается храповик муфты, Прп этом через ролики 4 заклинивается диск 5, и вся система вращается вместе с валом 1 иа протяжеш1и всего времени работы. При левом вращении вала 1 происходит проскальзывание па пезыклинсппых роликах, II диск 5 пе BpHIIIается.
Собачка б, расположенная в пазу диска 5, вращаясь одновременно с диском 5, входит в зацепление с впадиной храпового венца колеса 9 и ведет его до тех пор, пока противоположный конец ее, набежав иа упор 11, выведет собачку б из зацепления.
Прп дальнейшем вращении системы деталси
1, 8, 5 собачка б скользит Но цилиндрической части венца колеса 9, отклоняясь от впадины упором 11.
Регулировкой г1олохкспия упоры 11 относи1ельпо паза венца колеса 9 достигается необходимый угол поворота ведомого колеса 9 в пределах 360, Поворот колеса 9 через систему элементов, передающих движеиие (звездочки 13 и 14, связанные цепью 15), осуществляет поворот шестерни 1б, которая через ше10 стершо 17 обеспечивает требуемое движение в соответствии с вариантом 1, а через ре11ку
18 — движение по вариантам II или III, (см. па фиг. 1).
Установкой двух муфт, иа противоположных
15 концах вала, при реверсировании вращения достигается возвращение системы элементов и деталей муфты в исходное положение, а также использование ее для двухстороннего назначения.
Предмет изобретения
1. Муфта однооборотиая, содержащая вал, храповый венец с одним пазом, подпружиненную собачку, взаимодействующую со стенка25 ми паза, ведомое колесо и упор, отяичающа». ся тем, что, с целью обеспечения отключения ведомого элемента при реверсироваиии вала и повышения компактности конструкции, о1га спабжена жестко соединенным с корпусной деталью кожухом. и механизмом свободного хода, состоящим из жестко установленной на валу звездочки, расположенных в ее клиновых выемках роликов, взаимодействующих с обоймой, жестко соединенной с диском, в вырезе которого па оси установлена собачка, причем храповый венец сблокирован с ведомым колесом, пме1ощим концентричпую расточку и установленным с возможпость1о вращения «а обойме.
40 2. Муфта по п. 1, от,гичающаяся тем, что, с целью обеспечения регулировки момента отключе«ия ведомого колеса, упор выполнен подвижным, закрепляемым в требуемом положении на внутренней поверхности кожуха.
//приама l дттрааилт IП
Составитель А. Шапсваленко
Редактор Л. Дьяконова Текред Л. Богданова Корректор Е. Миронова
Заказ 238/14 Изд. ¹ IS26 Тираж 448 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совсгс Министров СССР
Москва, К-З5, Раушская паб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2